Жизненные цели

Страница 3

В отечественной психологии также имеют место исследования, авторы которых обращаются к проблеме нарушения смысла и целостности индивидуальной жизни в критических ситуациях, когда возникает разлад всей системы жизни и одновременно жизненно важная необходимость преодоления критической ситуации и восстановления ощущения осмысленности жизни. Последнее, по мнению авторов такого рода исследований, становится возможным благодаря процессам саморегуляции, рефлексии, “смыслового связывания” как одного из механизмов, обеспечивающих перестройку смысловых систем. Показано, что конструктивное разрешение кризиса требует внутренней активности личности по трансформации смысловых отношений.

Смысл жизни как психологический феномен - это особое психическое образование, которое имеет свою специфику возникновения, свои этапы становления. Приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от породивших его условий, он может существенно влиять на жизнь человека - действовать как некий “буферный механизм”, как система сдержек и противовесов, не допускающих одностороннего подчинения как внешним обстоятельствам, так и непосредственным побуждениям, сиюминутным интересам и влечениям.

Однако феномен смысла жизни, являясь продуктом человеческого разума, несет в себе двойственность, амбивалентность последнего. А.В. Суворов в работе “Филосфера и смысл жизни” противопоставляет духовную сферу человека сфере безумия, имеющей разрушительную, антикультурную, античеловеческую, антиприродную направленость.

В тесной связи со сказанным выступает проблема адекватности смысла жизни. Были выделены следующие основные характеристики его адекватности:

Реалистичность смысла жизни, то есть его соответствие, с одной стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для его осуществления, с другой, - индивидуальным возможностям человека.

“Конструктивность” смысла жизни - характеристика, отражающая степень его позитивного или негативного влияния на процесс становления личности и успешность де ятельности человека. Несомненно, что “конструктивность” смысла жизни существенно обусловлена содержанием той идеи, которая составляет главную цель жизни человека.

Вместе с тем показано, что функция смысла жизни как психологического механизма, существенно обусловливающего поведение человека, зависит не только от содержания основной жизненной цели, но и от структуры данного психического образования.

Последнее представляет собой структурную иерархию жизненных целей (ценностей), в которой жизненные смыслы могут занимать ведущую роль, быть относительно равнозначными, либо находиться в отношении подчинения к главной жизненной цели. Иерархическая структура смысла жизни является системой, динамика которой обусловлена следующими факторами: социальными обстоятельствами, индивидуальными и возрастными особенностями человека, его субъективной активностью.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Задачи психодиагностики и область ее применения.
В «Основах психодиагностики» под редакцией А.Г. Шмелева (1996) встречаем определение предмета психодиагностики, в котором сделан акцент на уже известную нам связь этой о науки с «разработкой и использованием разнообразных методов распозна ...

Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи
Нарушения речи у детей групп с ТНР можно классифицировать и кодифицировать следующим образом: расстройство экспрессивной речи (моторная алалия); расстройство рецептивной речи (сенсорная алалия); приобретенная афазия с эпилепсией (детская ...

Исследование и измерение способностей
Большое практическое значение, в частности для профессиональной ориентации, имеет диагностика сложившихся С. (возможностей их становления) при профессиональном отборе и в спорте. Она осуществляется с помощью тестов, позволяющих давать так ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru