Инстинкт собственности и замещающее поведение

Полезная информация » Детство человека и животного » Инстинкт собственности и замещающее поведение

Страница 1

Инстинкт собственности - один из самых мучительных для детей человека: из-за собственности приходится вступать в конфликты с другими детьми. Ребенок может быть добрым нежадным, но если у него силен этот инстинкт, он не может не отнимать у других и отстаивать то, что считает своим. Не сумев удержать собственность, он испытывает страшное горе.

У наших первобытных предков личная собственность являлась неприкосновенной. Поэтому после смерти человека никто не смел взять ее. И его орудия, его собаку, позднее его жену погребали вместе с ним.

Лишение собственности или ограничение владения ею деформирует психику и взрослого человека, делает его завистливым, агрессивным.

Замещающее поведение широко распространено среди животных. Два петуха конфликтуют, один напирает, а другой боится драться, но и не хочет отступить. И в самый драматический момент он начинает клевать несуществующие зерна. Петух-забияка растерян, так как пищевое поведение второго петуха совсем не агрессивно и драться не с кем.

Некоторые ученые считают, что ложь ребенка имеет в основе своего формирования программы замещающего поведения. У собак замещающее поведение очень похоже на детское. Перед тем как лечь, собака скребет лапой паркет или линолеум (это начальная часть врожденной программы - образование центральной ямки в траве и земле), а затем, изогнувшись дугой, крутится на месте (примятие травы в форме лунки) - из этого можно сделать вывод, что собака полностью перешла на инстинктивное поведение, ведь она прекрасно знает, что никакой травы вокруг нет.

К огорчению родителей, их совсем маленькие, все имеющие дети вдруг попадаются на воровстве. Причем крадут не что-то им нужное, а для других не существенное, а именно то, что красть нельзя, и именно там, где им этого делать никак не следовало. Детские психологи давно поняли, что это не беда, что красть запретное детям очень хочется. Ребенку хочется украсть именно потому, что он прекрасно знает, что это запретно.

Для этологов в этом плане нет ничего особенного: программа воровства есть у многих животных. В трудных условиях оно помогает выжить, особенно если животное оказалось на дне иерархической пирамиды в группе и его к пище не подпускают более сильные сородичи. У сытного животного воровство проявляется в виде игры. Живущие в достатке городские вороны могут подолгу крутиться вокруг собаки, пока не украдут из-под носа припрятанную кость. Ручные вороны крадут и прячут все подряд. Этот инстинкт этологи назвали клептоманией.

Чайки - клептоманы, но, когда дел много, они воруют и отнимают редко. Среди птиц есть подлинные клепто-паразиты, например, некоторые поморники, у которых на основе воровской программы развился особый образ жизни. Поморник терпеливо ждет, когда какая-нибудь птица поймает рыбу, а затем преследует ее, пока не отнимет.

У человеческих детей клептомания врожденная и пока носит форму игры. Они не воры во взрослом понимании этого порока, но кое-кто может им стать. Иногда встречаются люди, у которых клептомания - болезнь.

Животные очень консервативны. У них огромная потребность жить в бесконечно повторяющемся мире, где царит раз и навсегда заведенный порядок, который не всегда удобный и иногда даже нелепый. Они ходят по одной и той же дороге, осматривают одни и те же кормные места, отдыхают в одном и том же месте, останавливаются у одних и тех же предметов.

Среди людей навязчивая склонность к излишнему порядку и строгому соблюдению ритуала проявляется у детей. В возрасте 2 - 4 лет ребенок требует, чтобы все лежало на определенных местах, чтобы кормление и одевание происходили по неизменному порядку, чтобы взрослый держал книгу определенным образом, по много раз читал одну и ту же сказку, ставил один и тот же мультфильм и т.д. [3]

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Эмоционально-личностное общение на втором полугодии жизни
Второе полугодие жизни . Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная. В этом возрасте общение со взрослыми преобразуется ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которая "обслуживает" предметно-манипулятивную деятел ...

Особенности социально-экономической ситуации
Значительное влияние на формирование и изменение жизненных ценностей руководителя оказывают особенности социально-экономической ситуации, в которой осуществляется управление, такие, как, например, сфера деятельности, форма собственности р ...

Блок модуляции, активации нервной системы
Блок модулирующих систем мозга регулирует тонус коры и подкорковых образований, оптимизирует уровень бодрствования в отношении выполняемой деятельности и обусловливает адекватный выбор поведения в соответствии с актуализированной потребно ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru