Возможность применения клинических шкал MMPI для психодиагностики личности в норме основана на том, что при переходе от нормы к патологии свойства личности, фиксируемые шкалами MMPI, изменяются непрерывно. При переходе от нормы к патологии возрастает дисперсия значений по клиническим шкалам. Наименования шкал отображают общее в личности, распределение данных на шкале - особенности выборки, совокупность отчета по шкалам характеризует конкретного человека в данный момент времени. Показатели MMPI достаточно устойчивы у данного человека, но и они претерпевают изменения со временем, свойства личности, характеризуемые шкалами опросника, "нечетки", частично пересекаются. Это пересечение возрастает при движении от нормы к патологии, что затрудняет диагностику психических заболеваний.
Первичная информация в виде двоичных ответов на 569 вопросов анкеты трансформируется с помощью стандартного гомоморфного преобразования в показатели по шкалам опросника (10+3 числа). Графически эта информация представляется в профиле личности, который является вариантом диаграммы в декартовой системе координат. Последовательность десяти шкал в профиле личности такова: 1 - ипохондрия, 2 - депрессия, 3 - истерия, 4 - психопатия, 5 - мужественность - женственность, 6 - паранойя, 7 - психастения, 8 - шизофрения, 9 - гипомания, 10 - экстраверсия - интроверсия. По какому критерию произведено это одномерное упорядочивание шкал? Какую информацию несет такой порядок? Почему он одномерен? Можно ли упорядочить шкалы опросника по двум измерениям? Почему в одном ряду оказываются шкалы клинические и "нормальные"? На эти вопросы руководство по MMPI ответа не дает.
Еще по теме:
Состав семьи. Роль родителей.
Мы давно уже привыкли пенять на неполные семьи как основной поставщик «дефектного в воспитательном плане Материала. Однако связь здесь далеко не всегда однозначна и весьма существенно опосредуется морально-психологическим климатом семьи. ...
Роль возрастных кризисов на конфликтные ситуации в семье
Поскольку первый опыт приобщения ребенка к социальной жизни приобретается в семье, эффективность процесса социализации зависит, прежде всего, от типа семьи и её социального статуса.
Подросток, как правило, живет вместе со своей семьей. О ...
Функциональные обобщения как форма инструментального опыта
Для мышления, включенного в практическую деятельность, опосредованного различного рода инструментами, можно попытаться выделить единицу анализа. Такой общей единицей, сохраняющей свойства целого, как для практического мышления, так и для ...
