Использование игры в ходе развития духовности дошкольников

Страница 1

Предыдущий анализ привел нас к выводу о необходимости выявления и реализации условий эффективности духовного развития дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края. Дело в том, что если духовное развитие дошкольников хоть как-то планируется в педагогическом процессе ДОУ то такой его аспект как ознакомление с историей родного края не существует вовсе в большинстве документов. А встретить формулировку «духовное развитие дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края» вообще не представляется возможным, настолько специфичен предмет нашего исследования. К сожалению, изучение психолого-педагогической литературы и практики работы воспитателей ДОУ привел нас к выводу о том, что такому важному вопросу как развитие духовности дошкольников не уделяется достаточного внимания, что требует ведения дополнительной работы в форме создания условий, в которых бы происходило это развитие. Необходимо было так построить работу воспитателей ДОУ, чтобы, не уменьшая ни количество, ни качество других образовательных мероприятий создать такую систему ознакомления дошкольников с историей родного края, в ходе которой происходило бы их духовное развитие. Поиск условий эффективности привел нас к выводу о том, что одним из возможных путей внедрения историко-краеведческого материала может быть проведение занятий с дошкольниками в игровой форме.

Детские игры,

вид активной деятельности детей, заключающийся обычно в воспроизведении ими окружающей жизни, главным образом действий взрослых и отношений между ними. В играх формируется и проявляется потребность ребёнка познать окружающий мир и воздействовать на него, развиваются интеллектуальные, моральные, волевые и физические качества, формируется духовность личности. Игры являются ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте и занимают важное место в воспитании и обучении школьников всех возрастов. По словам А. М. Горького, игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.

Игры дошкольников потенциально приемлемые для духовного развития начинаются с ролевых, в которых дети берут на себя активные роли - взрослого человека, животного, машины и др. (пассивные роли отводятся игрушкам). Характерной особенностью сюжетных игр является их двойственный символический характер (например, играющий мальчик — одновременно и «лётчик в полёте», и ребёнок на стуле). Дети строят игровую ситуацию, одновременно активно включаясь в жизнь взрослых. Они учитывают особенности реальной обстановки, в которой только и могут действовать, и тех реальных предметов, которые применяются в игре. Игрушки, предметы быта, материалы, включаемые в игру, становятся символами, заменяющими предметы из мира взрослых. Именно этот двойственный характер игровой ситуации и создаёт возможность усвоения детьми знаний о тех сторонах действительности, в которых они ещё не могут осуществить реальную предметную деятельность. Та же двойственность - расхождение и связывание в игре плана изображаемого (мир взрослых) и плана реальных игровых действий — является важным условием развития мышления, воображения, творческих возможностей ребёнка. Сюжеты игр обогащаются с расширением знаний детей о жизни: вначале в них отражаются окружающий быт, производственные и общественные темы. Дети обращаются также к сюжетам литературных произведений, кинофильмов, теле- и радиопередач и др. Происходит изменение и содержания игры: от действий с игровыми предметами, лежащих в основе сюжетной игры на ранних ступенях, к изображению деятельности и отношений взрослых, к образованию новой игровой ситуации - роли, в которой ребёнок отождествляет себя с изображаемым лицом (с этой целью используются и игровые атрибуты, символизирующие роль). Ролевая игра как наиболее развёрнутая форма сюжетных игр сохраняется у детей до подросткового возраста. В режиссёрских играх дети обычно не берут ролей на себя, а распределяют их между игрушками и действуют за них. Сюжет (бытовой, общественный, литературный и др.), как правило, развивается в действии с фигурками, выполняющими пассивные роли. Обстановку для сюжетных игр дети создают при помощи игрушек, игровых строительных и природных материалов.

В играх-драматизациях дети старшего дошкольного и младшего школьного возрастов воспроизводят в театрализованной форме содержание литературных произведений. Роли распределяются между детьми, игрушками, используется и театр кукол. В процессе таких игр у детей развиваются художественные способности и интерес к участию в художественной самодеятельности.

Подвижные игры у детей ясельного и младшего дошкольного возрастов - подражательные игры - движения под потешки, песенки взрослых и игры с игрушками. Многие подвижные игры дошкольников близки к драматизации. Ряд игр имеет сюжет и правила («гуси-лебеди»), многие - только правила («салочки», «прятки»). С 4-5 лет дети, играя, соревнуются в беге, прыжках, бросках и др. У детей 5-6 лет подвижные игры начинают приобретать спортивный характер. Особое значение подвижные игры и спортивные игры имеют для физического воспитания школьников

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Специфика формирования гендерных стереотипов славянского этноса
Древнеславянское язычество не отличалось ни особым целомудрием, ни особой вольностью нравов, считая сексуальность, как и многие другие народы, космическим началом. Растянувшийся на несколько столетий процесс христианизации Руси, в который ...

Режим подкрепления
Режим подкрепления – это правило, которое устанавливает, как часто определенные действия будут подкрепляться. Скорость, с которой поведение приобретается и сохраняется, зависит от режима подкрепления. Режим непрерывного подкрепления – п ...

Выводы
В ходе данного исследования был проведён теоретический анализ литературы по заданной проблематике, который показал, что существует множество различных подходов в изучении функционирования эмоций в процессе целеполагания. Было показано, ч ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru