История родного края как важнейшее средство формирования духовной культуры личности

Полезная информация » Духовное развитие младших школьников в процессе ознакомления их с историей родного края » История родного края как важнейшее средство формирования духовной культуры личности

Страница 2

Говоря об историческом краеведении, нужно отметить богатой опыт использования историко-краеведеческих материалов в советской начальной школе, особенно в 50-е гг., который с некоторыми доработками можно использовать и в ДОУ. В работах А.Ф.Родина показан опыт изучения истории родного города и родного села. Образовательное и воспитательное значение систематического применения краеведческого материала в преподавании истории СССР показано Н.П.Кузиным [28]. В процессе изучения этого вопроса он показал, что использование краеведческого материала не только повышает интерес учащихся к истории своей Родины, но и способствует воспитанию глубоких патриотических чувств. Главным требованием к внедрению историко-краеведческого материала является то, что он должен соответствовать основному содержанию занятия, быть полноценным с научной точки зрения, иметь воспитательное значение, являться типичным для данной местности, быть небольшим по объему и посильным для самостоятельного анализа воспитанниками. Краеведческий материал может включаться в учебный процесс в разных формах, работа с ним осуществляется различными приемами. Краеведческий материал, включаемый в урок, вызывает в сознании учащихся связь истории с окружающей их конкретной обстановкой, ведет к развитию интереса к педагогическому процессу в ДОУ и повышению качества знаний.

По вопросам исторического краеведение краеведения опубликован и ряд научных трудов. Были опубликованы и исследования об особенностях историко-краеведческой работы в национальных школах Татарстана. В журналах «Просвещение и жизнь» и «Татарстан» публиковались методические статьи: «Методы историко-краеведческой работы в школе» и «Изучение края в школе» Н.Надиева, «Историческое краеведение в рамках Татарстана» П.Краснова [39].

Однако и с краеведением, как и в дошкольных учебных заведениях, существовал ряд серьезных проблем. Курс краеведения в школе состоял из сведений по географии, природе, этнографии, экономике региона. Собственно историческое краеведение занимало незначительное, второстепенное место. Именно недостаток, как методической литературы, так и учебников, наглядных пособий делает невозможным проведение в ДОУ занятий по историческому краеведению. Однако этими наглядными пособиями могут выступать старые вещи, собранные педагогами.

Поэтому перед ДОУ необходимо поставить следующие задачи: «Изучить практические нужды дошкольного учебного заведения, собрать конкретный материал в помощь воспитателю, собирать пособия, для чего создать школьно- историко-краеведческий музей или кабинет, краеведческие кружки.

В республике уже началась работа по созданию в дошкольных учебных заведениях историко-краеведческих музеев и кружков. В июне 2004г. в Казани состоялось заседание «Круглого стала» с обсуждением ряда докладов установочного характера («Историческое краеведение в ДОУ», а также докладов из опыта работы («Историческое краеведение в Тетюшском ДОУ).

В настоящее время под руководством Министерства науки и образования РТ ежегодно издается около 10 учебников по истории для татарских школ. Но в этом перечне отсутствуют учебники по истории РТ.

Поэтому целесообразным является изучение историко-краеведческого материала по истории преимущественно в следующих видах учебно-воспитательной работы: создание историко-краеведческого музея и использование его в педагогическом процессе, экскурсионные занятия по истории, тематические дни в ДОУ, которые помогают эмоциональному восприятию содержания исторических событий и фактов.

Особо важное место в системе историко-краеведческой работы в ДОУ могут занимать экскурсии, походы и экспедиции.

Экспедиции условно делятся на учебные и внепрограммные. Учебные экскурсии исходят из требований программы, они предусматривают конкретизацию, локализацию теоретического и общеисторического материала. Экскурсии такого типа ограничены временем и материалом. Внепрограммные экскурсия предполагают преимущественно воспитательные задачи.

Следующей проблемой внедрения в педагогический процесс исторического краеведения является то, что воспитатели в ДОУ сами слабо знакомы с историей местного края. Подобное отношение представляется нам не просто проявлением равнодушия педагогов к изучению истории родного края, но следствием всей современной политики, отодвинувшей историю, а в особенности краеведение, на задворки педагогического процесса.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Этапы психологического исследования
В работе психолога-исследователя, в этом необычайно сложном виде профессиональной деятельности много тонкостей, без учета которых любые прекрасные планы могут остаться нереализованными. Психологическое исследование помимо принципов имеет ...

Психологическая природа самооценки
Самооценка является одним из важнейших показателей индивидуально-личностного развития человека. От самооценки зависит характер взаимоотношений человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудача ...

Привязанность и влюбленность
Как понять разницу между любовью и привязанностью? Похожие внешне, они совершенно различны по сути. Привязанность — антипод любви: за внешними проявлениями любви она прячет подлинную ненависть, она убивает любовь. Нет ничего более ядовит ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru