Структура и механизм педагогического процесса духовного развития дошкольников

Полезная информация » Духовное развитие младших школьников в процессе ознакомления их с историей родного края » Структура и механизм педагогического процесса духовного развития дошкольников

Страница 1

Анализ вышедших за последние годы воспитательных концепций свидетельствует об изменении подходов к воспитанию и образованию в связи с гуманистическими установками, об их ориентации на общечеловеческие и культурные ценности. Однако в целом они несут отпечаток "средового" подхода, доминировавшего в координатах классовой идеологии.

Ученые давно обратили особое внимание на физическое развитие растущего человека, говорят также о развитии сил души, то есть о развитии психических функций человека и его социальном созревании. Но при этом не замечалось влияние духовного мира на развитие ребенка. Такой подход к изучению детства позволил открыть многие закономерности в процессе развития как физических, так и психических функций [31]. Но многие явления духовного развития дошкольников оставались для психологов и педагогов трудно объяснимыми, что заставляло их обращаться к изучению мира подсознательного и создавать различные психоаналитические концепции, которые являются более гипотетическими, чем эмпирическими и научными. Особенно это касается изучения периода раннего детства. Трудность, с которой сталкиваются психологи и педагоги в изучении духовной культуры детского, да и не только этого периода, связана с неполнотой понимания состава человека. В основу деления детства на периоды светские психологи и педагоги полагают или физиологические изменения, или развитие психических функций.

Наиболее известной является периодизация детского развития, предложенная Л.С. Выготским. В ней ученый выделяет внутренние изменения самого психофизического развития. Он рассматривает не реализацию, модификацию и комбинирование задатков, а развитие как непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях. Критериями развития являются новообразования – новый тип строения личности (следует понимать, что речь идет не о личности, а об индивидуальности), ее деятельность, психические и социальные изменения, ее тип, отношения к среде, ее внутренняя и внешняя жизнь, весь ход развития в данный период.

Рассматривая духовное развитие как процесс неравномерный, Выготский выделяет устойчивые, или стабильные, возрасты (периоды так называемого молекулярного накопления) и скачкообразно обнаруживаемые новообразования, приводящие к кризисам, когда ребенок в короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах. Кризис, возникая незаметно, обнаруживается в виде трудновоспитуемости, выпадения из системы педагогических воздействий, снижения успеваемости и работоспособности, возникновения конфликтов. Выготский ищет источник духовного развития в окружающей ребенка среде, но обращает внимание и на обратное влияние, ребенка, проявляющееся в формировании отношений между ним и средой [14].

Говоря о механизме развития духовности дошкольников, необходимо отметить, что многие коллективы ДОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста успешно решают такие задачи, как обеспечение интеграции в детском саду и начальной школе воспитательных систем способствующие развитию нравственных качеств воспитанников, в т.ч. и развитию духовности. Предварительный анализ состояния воспитательной и образовательной системы в ДОУ помог определить пути реализации задач развития духовности дошкольников на практике путем:

– разработки и проектирования единых культурно-просветительских, образовательно-воспитательных, социально-ориентированных программ, дополняющих, углубляющих и развивающих духовность детей;

– научно-методического обеспечения процесса духовного развития;

– обеспечения профессионального взаимодействия педагогов и воспитателей в ходе подготовки практической реализации задач формирования духовности;

– определения и создания условий для достижения ситуации успеха каждым ребенком на индивидуальной психолого-педагогической основе;

– организации психолого-педагогической поддержки одаренных детей и детей с различными проблемами;

– разработки совместных механизмов управления процессами духовного развития.

Сложившаяся обстановка ориентирует систему образования не на подготовку человека с определенным запасом знаний и умений, а на самостоятельную, творчески и духовно развитую личность. Но, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что на практике не хватает новых методик для работы с детьми в данном направлении.

Поэтому педагогические коллективы ДОУ разрабатывают свои программы, системы методических приемов, при помощи которых должна осуществляться деятельность, направленная на развитие духовности, центральное место среди которых занимают методы, направленные на формирование духовной культуры ребенка. Вот лишь некоторые темы таких занятий [47]:

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Жизненные цели
Овладение средой - слишком абстрактная цель, она не достаточна для того, чтобы направлять жизнь; каждый индивидуум вырабатывает более специфическую и ценную роль, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Жизненная цель каждог ...

Влияние семейного воспитания на употребление подростками наркотиков, табакокурения, алкоголя
Принято считать, что большинство детей, использующих наркотические и токсикоманические вещества, воспитываются в неполных семьях - там, где есть только мама (реже - отец). Однако сегодня это представление явно теряет свою актуальность: зн ...

Восприятие пространства у больных с локальными поражениями головного мозга
Зрительная информация играет очень важную роль в организации поведения живых организмов, т.к. ориентация в пространстве и организация движений полностью зависят от процесса обработки перцептивной информации. В зависимости от того, для че ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru