Понятие и сущность духовного развития дошкольников

Страница 3

Искусство воспитания заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, окружающих его, через отношение к вещам учился правильно, по-человечески относиться к людям. Ребенок должен «одухотворять» вещи, которые входят в его жизнь, должен чувствовать в них человеческое — разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживает, ему будет чужда подлинно человеческая тонкость натуры, чуткость восприятия, в нем утвердится то, что можно назвать моральной толстокожестью, равнодушием, невозмутимостью, а в сущности это и есть нравственное невежество [13].

Итак, чтобы ребенок очеловечивал мир вещей, учился через вещи по-человечески относиться к людям, побольше надо побуждать его к активной деятельности. Без напряжения духовных сил, свойственных детской активности, маленький гражданин (ребенок должен быть в определенном смысле гражданином — понимать и чувствовать смысл человеческого, общественного, коллективного) никогда не поймет, что такое нельзя, недопустимо, невозможно.

Многие исследователи связывают понятие «духовность» с такими понятиями как становление воспитание, реже развитие, которые направлены на развитие духовной культуры личности.

В основе духовной культуры - нравственные чувства. Они устойчивы и определяют отношение к окружающим, к труду, к себе. Отношение к себе - это рефлексия, т.е. бескомпромиссный критический самоанализ в контексте «я и другие» и внутренняя устремлённость к нравственной самокоррекции, самосовершенствованию. Культура эмоциональных проявлений - важнейший параметр общей культуры личности (человек образованный, интеллектуальный может вести себя так, что его с трудом переносят окружающие) [1].

В ходе духовного развития необходимо также уделять большое внимание знакомству детей с произведениями устного народного творчества с народными хороводными играми, с народной музыкой и танцами, с декоративно-прикладным искусством Республики Татарстан.

В ходе духовного развития дошкольников, педагогам необходимо так построить занятия, чтобы дети, следующие задачи:

- находить причины и следствия событий, происходящих в определенном историко-географическом пространстве, сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей, живущих в другом времени;

- выделять общее и частное в явлениях культуры;

- приобщаться к прошлому и настоящему своей культуры;

- воспитывать чувство любви к своей Родине, ознакомиться с символикой родного города и государства, развивать осознание принадлежности к своему народу.

Большинство детских садов Российской Федерации внедряют в практику работы парциальную программу «Приобщение к истокам народной культуры» (авторы Князева и Маханева), которая дает детям представление об особенностях проживания наших предков, фольклоре народов, народных промыслах и др. [22].

Эта программы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром построены с учетом принципов постоянного освоения ребенком культурно-исторического пространства, переходя от близкого к далекому.

Воспитание чувства духовности у дошкольников — процесс сложный, длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Данная работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Важнейшая составляющая духовного развития - культура желаний. Основа культуры желаний - мера, гармония, соотнесённость желаемого и возможного в контексте «Я и общество», «Я и другие», «Я и мои желания». Воспитанный человек умеет ограничивать себя - только тогда можно говорить о духовной культуре, в том числе и такой её составляющей, как культура желаний. К этому, безусловно, следует добавить и ещё одну важнейшую способность - чувствовать другого, проявляя предупредительность, деликатность, чуткость и отзывчивость. Для развития духовной культуры дошкольника необходимо специальное воздействие именно на его эмоциональную сферу. Эти функции выполняет педагогическое стимулирование ценностных эмоций, т.е. эмоциональное стимулирование.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Исследование и измерение способностей
Большое практическое значение, в частности для профессиональной ориентации, имеет диагностика сложившихся С. (возможностей их становления) при профессиональном отборе и в спорте. Она осуществляется с помощью тестов, позволяющих давать так ...

Что значит быть современным человеком
Современный – относящийся к настоящему, текущему времени, к настоящей, данной эпохе (Словарь русского языка: В 4-хт. Т.4.- М., 1984.- с.177). Современность - многозвучная гамма понятий и чувств, связывающих человека и жизнь. Право быть с ...

Причины возникновения страхов у детей:
· отсутствие уверенности в прочности брака; · переживания из-за отношений с супругом; · переживания из-за отношений со своими родителями или родителями мужа; · переживания в связи со здоровьем и положением близких; · переживания в свя ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru