Понятие и сущность духовного развития дошкольников

Страница 3

Искусство воспитания заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, окружающих его, через отношение к вещам учился правильно, по-человечески относиться к людям. Ребенок должен «одухотворять» вещи, которые входят в его жизнь, должен чувствовать в них человеческое — разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживает, ему будет чужда подлинно человеческая тонкость натуры, чуткость восприятия, в нем утвердится то, что можно назвать моральной толстокожестью, равнодушием, невозмутимостью, а в сущности это и есть нравственное невежество [13].

Итак, чтобы ребенок очеловечивал мир вещей, учился через вещи по-человечески относиться к людям, побольше надо побуждать его к активной деятельности. Без напряжения духовных сил, свойственных детской активности, маленький гражданин (ребенок должен быть в определенном смысле гражданином — понимать и чувствовать смысл человеческого, общественного, коллективного) никогда не поймет, что такое нельзя, недопустимо, невозможно.

Многие исследователи связывают понятие «духовность» с такими понятиями как становление воспитание, реже развитие, которые направлены на развитие духовной культуры личности.

В основе духовной культуры - нравственные чувства. Они устойчивы и определяют отношение к окружающим, к труду, к себе. Отношение к себе - это рефлексия, т.е. бескомпромиссный критический самоанализ в контексте «я и другие» и внутренняя устремлённость к нравственной самокоррекции, самосовершенствованию. Культура эмоциональных проявлений - важнейший параметр общей культуры личности (человек образованный, интеллектуальный может вести себя так, что его с трудом переносят окружающие) [1].

В ходе духовного развития необходимо также уделять большое внимание знакомству детей с произведениями устного народного творчества с народными хороводными играми, с народной музыкой и танцами, с декоративно-прикладным искусством Республики Татарстан.

В ходе духовного развития дошкольников, педагогам необходимо так построить занятия, чтобы дети, следующие задачи:

- находить причины и следствия событий, происходящих в определенном историко-географическом пространстве, сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей, живущих в другом времени;

- выделять общее и частное в явлениях культуры;

- приобщаться к прошлому и настоящему своей культуры;

- воспитывать чувство любви к своей Родине, ознакомиться с символикой родного города и государства, развивать осознание принадлежности к своему народу.

Большинство детских садов Российской Федерации внедряют в практику работы парциальную программу «Приобщение к истокам народной культуры» (авторы Князева и Маханева), которая дает детям представление об особенностях проживания наших предков, фольклоре народов, народных промыслах и др. [22].

Эта программы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром построены с учетом принципов постоянного освоения ребенком культурно-исторического пространства, переходя от близкого к далекому.

Воспитание чувства духовности у дошкольников — процесс сложный, длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Данная работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Важнейшая составляющая духовного развития - культура желаний. Основа культуры желаний - мера, гармония, соотнесённость желаемого и возможного в контексте «Я и общество», «Я и другие», «Я и мои желания». Воспитанный человек умеет ограничивать себя - только тогда можно говорить о духовной культуре, в том числе и такой её составляющей, как культура желаний. К этому, безусловно, следует добавить и ещё одну важнейшую способность - чувствовать другого, проявляя предупредительность, деликатность, чуткость и отзывчивость. Для развития духовной культуры дошкольника необходимо специальное воздействие именно на его эмоциональную сферу. Эти функции выполняет педагогическое стимулирование ценностных эмоций, т.е. эмоциональное стимулирование.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Гуманистическая теория Эриха Фромма: свобода и экзистенциальные потребности человека
Эрих Фромм один из первых психологов, старавшихся расширить горизонты психоанализа. Экзистенциальная философия стала основой его гуманистической теории. По Э.Фромму, неотъемлемой чертой человеческого существования является одиночество, из ...

Основные признаки детского аутизма
Одним из основных признаков раннего детского аутизма является нарушение речевого развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям. Выделяют 4 варианта нарушений речи при раннем детском аутизме ...

Содержательная характеристика понятия «готовность к обучению в средней школе»
Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»: • Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала. • Новообразования младшего школьного возраста ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru