• усвоению ребенком поведения, связанного со своим полом;
• формированию у детей таких качеств, как общительность, дисциплинированность, активность, волевые компоненты.
Необходимо также остановиться еще на одном факте, оказывающем большое влияние на развитие личности ребёнка, — это наличие семье других детей. Эксперименты показывают, что дети, выросшие в одной семье и, казалось бы, имеющие одинаковую среду для развития личности, оказываются на практике абсолютно разными. Почему? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть каждого ребенка в отдельности.
Первый ребёнок до появления второго был единственным. Для своих родителей он был чем-то новым, непознанным, вызывал большую неуверенность, тревогу. Поэтому такой ребёнок испытывал со стороны любовь и заботу. Первые дети часто занимают такую позицию : «Я счастлив только тогда, когда другие обращают на меня внимание и заботятся обо мне». Эта позиция может привести к негативным по последствиям в виде инфантильности ребенка, эгоизма, несостоятельности и др.
Второй ребенок никогда не был единственным, никогда и жил в семье, где кроме него и родителей жил еще один ребенок. Этот ребенок рождается в более спокойной обстановке (мать уже имеет опыт общения с детьми). Исследования показывают, что со вторым ребенком мать меньше разговаривает, меньше занимается. Частично это восполняет старший ребенок.
Очень часто между первым и вторым ребёнком наблюдается конкуренция. Особенно остро она проявляется, если разница в возрасте составляет 1-2 года: старший старается превзойти младшего и наоборот — младший стремится догнать и перегнать старшего. Если младший в чем-то обойдет старшего, для последнего это будет тяжелым испытанием. Причиной такой конкуренции является обыкновенная ревность. Последствиями могут оказаться: инфантильность одного из малышей, чувство неуверенности в себе, агрессивность по отношению к брату или сестре, чувство неполноценности и т.д.
Еще по теме:
Особенности депривации психологического развития в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст характеризуется общей сензитивностью к развитию, ребенок дошкольного возраста, находящийся в условиях учреждений интернатного типа, несет на себе воздействие той среды, которая в большинстве случаев искажает его разви ...
Потребности в различных периодах человеческой жизни
Условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют. Иногда схема Маслоу излагается так, будто потре ...
Проблема возникновения
новых гипотез
При описании общих черт экспериментального метода не был затронут вопрос "откуда берутся экспериментальные гипотезы?". Их выдвигает исследователь, решая научные задачи или желая достигнуть практических целей средствами научного ...
