Заключение

Данное исследование позволило выявить роль рисунка как метода изучения межличностных отношений в группе. С помощью рисунка можно выявить эмоциональное отношение испытуемого по отношению к другим детям. К тому же рисунок снимает напряжение, скованность, которое испытывает ребенок при опросе. По последовательности рисования можно судить о изобретательности ребенка, значимости фигур. Однако рисунок, как метод изучения не может дать объективной оценки отношениям в группе, так как кроме чувств, он использует уже сложившееся умение, навыки.

Поэтому для исследования межличностных отношений необходимо комплексное использование всех методов: наблюдение, социометрия, беседа.

В русле разных направлений было собрано большое количество фактического материала. Выделенные отличительные особенности детских рисунков, охарактеризованы основные стадии развития рисования у ребенка; определенную интерпретацию получили мотивация детского рисования и причины, обуславливающие специфику рисунка на разных этапах детства. Однако не на одной из этих важных проблем не было доступно единой точки зрения. Они остались остро дискуссионными, требующими дальнейших исследований.

Эффективность изучения межличностных отношений в группе зависит от правильного выбора используемых методов. Для изучения межличностных отношений используются основные методы изучения психики ребенка: наблюдение, эксперимент, беседа. Из экспериментальных методов широко развиты социометрические методики. Используются для изучения межличностных отношений и анализ продуктов деятельности, в частности анализ детского рисунка.

На основе анализа всех методов изучения межличностных отношений можно дать объективную оценку межличностным отношениям в группе

[1] Хоментаускас Г. Т. « Использование детских рисунков для исследования семейных отношений ». Вопросы психологии. 2006 г. № 1

[2] Анастази В. « Психологическое тестирование » ч. 2, М- 2002 г.

[3] Репина Т. А. «Социально – психологическая характеристика группы детского сада ». М – 2000 г.

[4] Полуянов Ю. А. « Дети рисуют ». М-2003 г.

[5] Репина Т. А. «Социально – психологическая характеристика группы детского сада ». М – 2000 г.

[6] Анастази В. « Психологическое тестирование » ч. 2, М- 2002 г.

[7] Полуянов Ю. А. « Дети рисуют ». М-2003 г.

[8] Полуянов Ю. А. « Дети рисуют ». М-2003 г.

Еще по теме:

Современные подходы к изучению адаптации как психолого-педагогического явления
Термин «адаптация» происходит от позднелатинского adaptatio-прилаживание, приспособление. Он был впервые введён Г.Аубертом и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где означал изменение чувствительности анализаторов под ...

Сущность репрезентативных систем
Под предикатом понимается то, что мы утверждаем о предмете разговора; основанные на ощущениях слова, указывающие на определенную репрезентативную систему (аудиальную, визуальную, кинестетическую). Так какую же ценность имеет знание об ис ...

Этапы становления музыкальной психологии как самостоятельной научной дисциплины
Предметная область музыкальной психологии не является узко специализированной. Тот факт, что сфера музыкальной деятельности и изучения ее психологических механизмов и особенностей довольно велика, позволяет нам выделить отдельную научную ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru