Три кита, на которых держится страх

Полезная информация » Детские страхи » Три кита, на которых держится страх

Страница 3

Не возражая ни тем, ни другим, отметим следующие факты.

Все дети, какой бы национальности они ни были, из какого бы круга они ни были, какое бы воспитание они не получили, проходят через одни и те же страхи в одном и том возрасте.

Так, у младенцев вызывают страх, прежде всего любые резкие, новые, сильные проявления окружающей среды.

Затем этот вид страхов исчезает и сменяется боязнью чужих людей и боязнью быть отделенным от матери.

Им на смену приходят страхи перед воображаемыми существами, страх перед естественными явлениями: боязнь ночи, боязнь диких зверей.

Затем все это постепенно исчезает, чтобы уступить место ( в школьном возрасте) страхам общения, страхам, связанным с отношениями с другими, себе подобными существами: взрослыми и детьми - страх перед учителем, боязнь получить плохие отметки, тревога по поводу отношений с товарищами по играм и по школе.

Неужели этот неизменный календарь страхов записан у нас в генах, передан нам генетическим путем от родителей? Наши «левые прогрессисты» возразят: это означает, что мы проходим последовательные стадии развития, взросления, учимся бояться такой-то вещи в таком-то возрасте.

Но это может происходить и без настоящего обучения. Опыты с обезьянами дали результаты, которые будут интересны для разрешения нашего спора. Новорожденных обезьян забирали от матери и растили с самого рождения таким образом, что им никогда не доводилось общаться с другими обезьянами и даже видеть свои собственные отражения в зеркале или в воде.

Когда этим обезьянам показывали заснятые на пленку угрожающие жесты их собратьев, то они не проявляли ни малейших признаков беспокойства примерно до возраста двух с половиной месяцев.

Это кажется совершенно логичным: с какой стати им бояться других обезьян, если им никогда не приходилось испытать на себе угрозу или агрессию с их стороны!

Тем не менее, все решительно меняется с этого знаменательного возраста двух с половиной месяцев: против всякой логики, эти обезьянки начинают испытывать страх, когда перед ними на экране появляется изображение угрожающей обезьяны.

Как это объяснить? Этнологи, проводившие этот эксперимент, увидели в этом доказательство, что есть врожденный механизм, который при отсутствии какого бы то ни было реального опыта позволяет маленькой обезьяне распознать эти агрессивные проявления, даже если она никогда не сталкивалась ни с одним себе подобным и не испытывала на себе значение этих проявлений.

Врожденный мир изобилует примерами врожденного поведения: например, индюшке не требуется никакого опыта встречи с ястребом, чтобы испугаться при виде чучела этой птицы.

Есть и вполне сопоставимые факты, касающиеся людей: например, если положить младенца на стеклянную поверхность над пустым пространством, то он проявит признаки врожденного страха перед ударом, хотя он еще никогда не падал.

Но может быть все несколько сложнее?

Возможно, некоторые страхи не являются ни врожденными, ни приобретенными: они подготовлены.

В самом деле, поразительно, насколько распространены некоторые страхи, даже если люди, их испытывающие, никогда не видели, например, змей или летучих мышей. И напротив, хотя некоторые предметы или обстоятельства действительно могут представлять опасность, болезненные страхи перед ними встречаются очень редко: например неконтролируемый страх перед автомобилями развивается крайне редко даже у тех людей, которые попадали в автомобильные аварии.

Как объяснить этот парадокс? Ученые считают, что мы генетически предрасположены к некоторым страхам, которые с доисторических времен служили нам свою службу в естественном отборе в ходе эволюции.

Итак, в наших генах закодирована некая предрасположенность к возникновению ни на чем не основанного страха по отношению к ряду предметов в большей степени, чем к остальным вещам и обстоятельствам.

Эта предрасположенность помогала нам в ходе эволюции быть более приспособленными к жизни, чем другие. Но значит ли это, что, как и врожденными страхами, мы ничего не можем поделать с этими «подготовленными» страхами? - Вовсе нет. Поскольку от страха перед змеями психолог может избавить вас за несколько сеансов поведенческой терапии.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Основные принципы методологии познания в юридической психологии
Вопросы методологии и деонтология юридической психологии следует рассматривать сквозь призму положения о единстве диалектики, логики и теории познания, в соответствии с которым логика как система определенных категорий, содержательный асп ...

Основные методы духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края
Говоря о методах духовного развития дошкольников нужно понимать, что работа с детьми такого возраста должна строиться не на учебной, а на игровой основе. Общеизвестным считается что дети 5-7 лет не знают и не испытывают многих духовных св ...

Методологический подход к проблеме ценностно-смыслового развития студентов
Обзор и анализ исследований ценностно-смысловой сферы личности позволяет сделать следующее заключение: в исследованиях ценностно-смысловой сферы личности конца ХХ – начала ХХI вв. делается упор на методологические аспекты данной реальност ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru