Страх, тревога и боязнь

Полезная информация » Детские страхи » Страх, тревога и боязнь

Страница 4

Помимо «школьных» страхов, для детей этого возраста типичен страх стихии

- природных катаклизмов: бури, урагана, наводнения землетрясения. Он не случаен, ибо отражает еще одну особенность, присущую данному возрасту, а именно, так называемое, магическое мышление - склонность верить в «роковое» стечение обстоятельств, предсказания и суеверия. Магический настрой находит свое отражение в кошмарных сновидениях детей данного возраста.

От 11 до 16 лет

Подростковый возраст - ответственный период в становлении мировоззрения подростка, системы отношений, интересов, увлечений и социальной направленности. Существенное развитие претерпевает самооценка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе в контексте реальных межличностных отношений.

Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, а с другой - быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам.

Подростковый возраст самый неизученный этап жизненного пути человека. И это объяснимо: ребенок находится на переломе своей жизни, он мутирует. Это больно и тревожно ему самому, это вызывает настороженность у тех, кто наблюдает за ним. Проникнуть во внутренний мир подростка очень трудно: мутанты объединяются в сомкнутое сообщество, оберегающее свою территорию.

Подростку всегда трудно выдержать столкновения с миром взрослых. Одной рукой он все еще держится за родителей, а другой хватается за свое будущее. Семья пытается возвратить его на прежние рельсы, и общество ищет свои механизмы воздействия на юных, демонстрирующих свои взрослые притязания.

Старый надежный способ добиться повиновения - это всевозможные устрашения. Общество постоянно прибегает к тактике запугивания, позволяющей ему управлять своими членами, контролировать их. Современные мифы, таящие угрозы, пронизывают всю атмосферу общества. Они глубоко проникают в сознание людей и в состоянии вызвать у них переживания страха, тревоги, опасения за свою жизнь и жизнь близких. Содержание этих мифов, пугалок меняется в зависимости от времени, но общество всегда предусмотрительно моделирует для своих членов то, что будет их страшить, беспокоить

Человек, который ничего не боится, - самый неудобный для общества человек. Он непредсказуем и потому опасен. Самая взрывоопасная часть общества - те, кто начинает взрослеть, кому чуть больше или меньше 16. Они живут без оглядки, они не хотят думать, куда их может занести.

Юридические и нравственные законы, конечно, регулируют их поведение, но для юных важно скорее то, что задевает их чувства. Они боятся страданий, несчастий, боли, возможности потерять защиту. Главное для подростка- это сиюминутное благополучие. Он должен знать, что у него все сегодня хорошо и что он будет вне опасности.

Что может разрушить подростковое благополучие?

Неустойчивая подростковая психика жадно выхватывает из контекста окружающей жизни предусмотрительно предложенные обществом пугалки( смерть, болезни, нищета, боль, жестокость, маньяки, насильники, кризис, война, мафия, изоляция, осуждение невозможность добиться успеха, уродство, непривлекательность .). Пугалок много. Едва ли не каждое десятилетие создает новых монстров и реконструирует старых. И они в разное время по-разному прорастают в сознании взрослеющих детей.

А теперь немного статистики.

Подросткам от 14 до 18 лет предлагалось оценить свои опасения беспокойства по поводу различных возможных событий в личной, семейной и общественной жизни.( Как изменились тревоги и беспокойства подростков за последние 10 лет?) Если перечислить главные из них в порядке убывания их силы и значимости, то они расположатся примерно следующим образом.

У девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. Тем не менее, среднее число всех страхов, как у них, так и у мальчиков заметно уменьшается в этом возрасте.

Специальный опрос подростков 10-16 лет показал явное преобладание природных страхов в 10-12 лет и социальных - в последующие годы с максимальным нарастанием в 15 лет.[1] По сравнению с мальчиками у девочек большее число не только природных страхов, но и социальных. Это не только подтверждает большую боязливость девочек, но и указывает на более выраженную у них тревожность, поскольку в социальных страхах преобладает тревожный регистр личностного реагирования. Выяснилось, что тревожность, как и социальные страхи, достигает своего максимума у мальчиков и девочек в 15 лет, т.е. к концу подросткового возраста, причем у девочек тревожность достоверно выше, чем у мальчиков. Нарастание тревожности и социальных страхов является одним из критериев формирования самосознания личности у подростков.

В 12 лет у мальчиков меньше всего выражены страхи, как природные, так и социальные, и в месте с ними эмоциональная чувствительность. Девочки в этом возрасте меньше всего боятся смерти. Снижение эмоциональной чувствительности и обусловленное этим уменьшение отзывчивости и общего количества страхов, прежде всего у мальчиков, объясняется началом периода полового созревания и свойственным ему заострением возбудимости, негативности агрессивности. Следовательно, чем больше выражен уровень агрессивности, тем меньше страхов, и наоборот, чем больше страхов, тем меньше способность к причинению другим физического и психического ущерба.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности человека
Сегодня существует несколько разных типологий темперамента, хотя, как правило, все они подчинены некой общей цели, способствующей пониманию индивидуальности человека и определению его возможностей и склонностей. Так, динамические черты л ...

Феномен протестного голосования
Газета «Комсомольская правда» от 15.10.2003 г. опубликовала письмо в редакцию под заголовком « Почему я пойду голосовать «против всех». В этом письме студентка из Воронежа Дарья Федосеева, которая будет на очередных выборах депутатов Госу ...

Становление экспериментального метода в психологии
Наиболее важными характерными признаками науки являются: а) систематический характер входящих в ее состав знаний; б) пользование определенными методами исследования; в) пользование лишь допускающими проверку объяснительными гипотезами. ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru