Особенности депривации психологического развития в дошкольном возрасте

Полезная информация » Детская практическая психология » Особенности депривации психологического развития в дошкольном возрасте

Страница 5

3. Внимание: устойчивое, трудно переключаемое. Испытывая затруднения с выполнением заданий, все равно старается их выполнить.

4. Из 10 предложенных слов после первого предъявления воспроизвел одно слово, допустил три ошибки, после двух предъявлений — три, после трех — четыре, после четырех и пяти — пять.

5. Воображение: 8;3 (присвоенный ответ в сравнении с образом).

6. Уровень познавательного развития ниже возрастной нормы.

Обследование речевой сферы:

1. Фонематический слух не сформирован.

2. Общается с помощью простых фраз. Слоговая структура не нарушена.

3. Словарный запас ниже возрастной нормы.

4. Стертая форма дизаритрии.

Обследование эмоционально-волевой сферы:

1. Контактен. Склонен к «застреванию» на отрицательных эмоциональных состояниях, к возникновению страхов, инфантилен, раним.

2. В доступных по сложности заданиях действует адекватно, используя целенаправленные пробы.

3. Ориентирован на социальные нормы, но занимает двойственную позицию: с одной стороны, имеет тенденции к нарушению норм, с другой — боязнь наказания за это.

Самооценка и притязание на признание: самооценка, не сформирована, претендует на успех в деятельности и высокий статус в группе, микрогруппе.

Анна И., 5 лет 4 месяца

Сведения о родителях: мать —

бомж, отец имеет двоих детей,

место жительства неизвестно.

Диагноз — задержка речевого развития.

Дата поступления — отказная.

Обследование познавательной сферы:

1. Восприятие: различает по образцу цвета и формы, называет их.

2. Мышление: решает задачи в пределах 4; переносные смыслы не понимает, с заданиями на доске Сегена справляется успешно, на кубиках Коосса — только с подсказки взрослого.

3. Внимательна.

4. Память: после первого предъявления из десяти предложенных слов воспроизвела четыре слова, после двух — шесть, после трех — восемь, после пяти — десять.

5. Воображение (повторение ответа по образцу).

6. Уровень познавательного развития в целом соответствует возрасту.

Проявляет хорошую познавательную активность.

Обследование речевой сферы:

1. Фразы строит правильно, мысли выражает доходчиво.

2. Запас слов ниже среднего уровня.

3. Задержка речевого развития.

Обследование эмоционально-волевой сферы:

1. Эмоциональный статус в норме.

2. Осуществляет планирование своей деятельности, действует целенаправленно и последовательно.

3. Успешно усваивает социальные нормы, хорошо социально адаптирована.

Самооценка и притязание на признание, самооценка в норме — положительная. Уровень притязаний высокий, притязает на признание и оценку взрослого. Сформировано ценностное отношение к

себе.

Приведенный краткий анализ особенностей личностного развития детей, находящихся в ситуации депривации, закономерно ставит вопрос о возможности снятия ее последствий или хотя бы сглаживания, коррекции их. Мы, безусловно, понимаем, что ликвидация последствий любой аварии — экологической, технической или личностной, как в данном случае, не может стереть всех ее следов, однако нивелирование их, для того, чтобы человек мог адаптироваться в обществе, хотя и сложно, однако возможно. Следует говорить о глобальных способах решения проблемы и таких, которые позволили бы реализовать ее «в заданных условиях».

К числу глобальных решений мы относим такие, как перевод всех детских домов за черту города. Поселение детей «на земле», где непосредственное общение с природой, добывание «хлеба насущного» своими руками, обучение ремеслу и целый ряд других факторов позволят в корне изменить «социальную ситуацию развития». Путь этот очень сложен, но возможен (Мухина, Счастная).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Подходы в изучении становления и развития внутреннего «Я»
Развивающееся «Я» является центральной темой нескольких теорий развития взрослых и детей. Эти теории «Я» ставят в центр Я-концепцию индивидуума, то есть восприятие им личной идентичности. Авторы этих теорий используют Я-концепцию в качест ...

Мотивационно-потребностная сфера личности
Известно, что потребности человека являются исходными побуждениями к деятельности. У человека, обладающего высшими формами отражения действительности, объекты, побуждающие к деятельности, могут быть отражены в форме сознательного образа и ...

Структурированные методики оценки риска делинквентного поведения у несовершеннолетних правонарушителей
Постоянный рост детской и подростковой преступности является одной из наиболее важных проблем современного общества, которая актуальна как в нашей стране, так и за рубежом. В связи с этим особенно остро встает вопрос о возможной профилакт ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru