Психодиагностика

Страница 4

Беседа

— диагностический метод «получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. От анкетирования отличается исключительно устной формой проведения и отсутствием жесткой заданности и регламентации вопросов. Основной целью использования данного метода является сбор сведений о субъекте диагностического обследования, составление психолого-педагогического анамнеза. Кроме того, в процессе беседы с ребенком решается проблема становления контакта, а в результате беседы со взрослыми (родителями и воспитателями) происходит «привлечение к сотрудничеству».

В условиях дошкольного учреждения применяются следующие виды бесед:

— свободная (не регламентированная формой и темой);

— директивная (регламентированная темой и заданной стратегией).

Тактика ведения беседы (процедура, методические средства), а также количество и формулировка вопросов являются гибкими, независимо от вида беседы. Это обусловлено возрастной спецификой в случае беседы с ребенком и трудностями организационного характера при беседе с родителями и педагогами (см. Приложения 16, 17).

Анализ продуктов детского творчества —

диагностический метод оценки результатов детских видов деятельности (продуктивных). Анализ производится с целью выявления уровня и особенностей детской компетентности в дошкольном возрасте.

Предметом анализа выступают продукты; изобразительной и графической деятельности (рисунки, узоры, знаки), конструирования (постройки, мозаика), лепки (объемные фигуры и композиции), вербальной деятельности (стихи, страшилки, рассказы, считалки), музыкальной деятельности (песни, мелодии, гармонические и ритмические схемы) и игровой деятельности (сюжеты, роли). Оцениваются как уровень выполнения в соответствии с возрастными или программными требованиями, так и отличительные особенности работ (оригинальность, комбинаторность, техничность и пр.). Центральную позицию в анализе продуктов детского творчества занимают детские рисунки [78]. Следует отметить, что анализу подвергаются работы, произведенные в свободной деятельности ребенка (самостоятельно).

Психологическая информация, полученная в результате данного диагностического метода, может рассматриваться как дополнение (расширение) представлений о возрастном (психическом) развитии детей дошкольного возраста. В некоторых случаях она может выступать самостоятельной характеристикой развития ребенка (психолого-педагогическая диагностика детских достижений).

Представление о предмете и содержании, методах и средствах психодиагностической деятельности позволяет детскому практическому психологу выстроить комплекс профессиональных диагностических действий — психологическое обследование.

Остановимся на вопросах организации и проведения психологического обследования детей в условиях дошкольного учреждения.

К организационным аспектам обследования можно отнести: условия проведения диагностических мероприятий, участие в них родителей обследуемых детей (лиц, их заменяющих), оборудование и средства диагностики.

К процедурным аспектам относятся последовательность и содержание диагностических мероприятий, обозначенные как этапы обследования.

Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов:

1. Подготовительный этап:

- составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинским работником (образец выписки из медицинской карты) (см. Приложение 15);

- составление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей (см. Приложение 14);

- составление педагогического анамнеза (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями и педагогами, взаимодействующих с ребенком (см. Приложение 13);

- составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребенка (см. Приложения 14,17).

2. Адаптационный этап:

- знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества (см. Приложение 16).

3. Основной этап:

- тестирование.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Описание акцентуаций по Леонгарду
Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративности поведения. Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании ...

Неотъемлемая часть любви - боль
Любовь,- такое простое, известное всем слово. А задумывался ли кто-то над тем, что это слово означает? Думаю, конечно, задумывались. Люди так часто говорят его друг другу. Вот только интересно, что они подразумевают под этим словом? Влече ...

Характеристика стилей руководства в воинском коллективе
В практике и теории управленческой деятельности стили руководства различают по признаку преобладания личных или групповых способов влияния на людей, входящих в организацию, подразделение, учреждение. Это авторитарное управление: руководит ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru