Условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях

Полезная информация » Дети растущие в неполных семьях » Условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях

Страница 2

Четвертое условие - знание возрастных и индивидуальных особенностей детей. Знание особенностей детей позволяет матери (отцу) научиться правильно обращаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов неполной семьи. Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков. Осведомленность матери (отца) о физиологических и психологических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения, культурно-гигиенические навыки, речь, деятельность, общение.

Пятое условие следующее: удовлетворение потребности в эмоциональном контакте с отцом (матерью). У человека, как существа общественного, имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека. Потребность "ориентиров" в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В таком созвучном эмоциональном контакте и испытывает потребность каждый здоровый человек, независимо от возраста, образования, ценностных ориентаций.

Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается «вставленной» именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта. Таким образом, ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь множество. Это одинокие матери, по тем или иным причинам испытывающие затруднения в контактах с другими людьми, в том числе и с отцом ребенка, и посвятившие все свое время внукам бабушки. Чаще всего при таком воспитании возникают большие проблемы. Матери (отцы) бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семейного круга, что не допустимо. Надо позволять ребенку общаться с отцом (матерью), если есть такая возможность, интересоваться этими отношениями, но не навязчиво, без иронии.

Шестое условие заключается в определение родителями для себя потребности смысла жизни. Большие проблемы возникают в общении с ребенком, если воспитание стало у родителя единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Потребность смысла жизни характеризует поведение взрослого человека. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизовать все свои способности в максимальной степени. Удовлетворение такой способности связано с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий. Значит ли это, что человек всегда осознает общий смысл своих действий, своей жизни? Очевидно, нет, однако каждый стремится в случае необходимости найти смысл своей жизни. Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке. Мать (отец) или бабушка могут считать, что смысл их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием ребенка. Они могут этого не осознавать, полагая, что цель их жизни в другом. Однако счастливыми людьми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребенок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что "жизнь потеряла всякий смысл".

Седьмое условие заключается в необходимости определения потребности достижения. У некоторых матерей (отцов) воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось добиться родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Например, мать мечтала играть на фортепьяно, но условий для этого не было, и теперь ребенку нужно интенсивно учиться музыке. Подобное материнское (отцовское) поведение неосознанно для нее (него) самой приобретает элементы эгоизма: "Я хочу сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель моей жизни .".

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Причины и возможные последствия появления «новой генерации людей»
Истинная причина возникновения детей индиго пока неизвестна. Однако, уже есть некоторые мнения и гипотезы. Я считаю, что это следствие естественного процесса эволюции. Трудностью в построении теории является то, что мало детей индиго выр ...

Психологические особенности публичного выступления
Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится в среднем 20—25 мин, которые мы тратим на определение темы, сбор, анализ и обобщение информации, составление плана и кратких тезисов. Если материала у вас достаточно и он хорош ...

Особенности развития организма дошкольника,
Итак, под дошкольным возрастом понимается период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.inminds.ru