Психологическая автобиография

Полезная информация » Долговременные программы » Психологическая автобиография

Страница 4

И поэтому каждый человек оказывается перед необходимостью упорядочить все пережитое. Это выстраивание предположительно проходит в несколько этапов:

1) Отбор наиболее значимых событий прошлого; выстраивание их в формально-временной последовательности вплоть до настоящего.

2) Дополнение ее образом своего будущего, совмещение всех трех времен личностного бытия: прошлого, настоящего и будущего. Главной ценностью этого этапа становится перенос ведущих мотиваторов поведения из настоящего в устойчивое и подчиненное человеку будущее.

3) Радикальным, истинно взрослым в совершенствовании картины жизненного пути следует считать ее дополнение образом собственной смерти.

4) Осознание неслучайности прожитого. В реализации этого и последующих этапов становления образа жизненного пути ведущая роль переходит от подсознания к сознательной субличности.

5) Субъективное раздвижение личностного бытия за пределы собственной физической жизни - завершающий штрих становления картины жизненного пути. Принципиальным решением данной проблемы может стать включение собственного жизненного пути в контекст какого-либо более масштабного процесса.

Осознание картины жизненного пути значимо для качества отношений личности к своей жизни. В развернутом виде отыскание жизненного пути слагается из трех последовательных этапов: осознание кризиса, самоидентификация, реориентация.

Опросник «Картина мира»

позволяет с помощью ряда вопросов определить:

- насколько у данной личности сформирована его личная картина мира;

- абсолютную и относительную истину, свою личную правду и позицию человека в этом мире;

- предназначение человека на земле и его видение смысла жизни;

- тезисы, которые возможно влияют на формирование жизненного пути;

- представление человека по ряду понятий – «помогать», «понимать», «любить», «духовность» и пр.

- отношение человека к себе, своему «Я».

История проникновения человеческого сознания в тайны взаимоотношения мозга и тела исчисляются тысячелетиями.

Первобытная медицина использовала «заговоры» и заклинания, приемы задабривания, запугивания и изгнания духов в качестве примитивных способов лечения. Вряд ли вне отношений мозга и тела можно понять индийское учение йога. Прекрасно иллюстрируют понимание человека как целого взгляды знаменитого древнегреческого врача Гиппократа, который считал, что важнее знать, какой человек болен, чем знать, какой болезнью болен человек.

Сложность психосоматических взаимоотношений разделила научные дисциплины, изучающие психику и соматику. Деятельность мозга, психику начинают исследовать психологи, к которым позднее присоединяются их коллеги – патопсихологи и нейрофизиологи.

В ходе исследований менялось содержание понятий. В ХІХ столетии психологические методы и приемы исследования психической деятельности широко проникают в медицину, особенно в психиатрию. Термин «психосоматика» был введен в 1818 году немецким ученым Хайнтором, и десятью годами позже, Якоби предложил похожий термин «соматопсихика», который, однако, не стал популярным.

Трактовка результатов изучения психической деятельности и ее нарушений всегда соответствовала уровню развития дисциплины – психологии, нейрофизиологии и др. Возможность исследовать и объяснять существующими способами подсознательные явления психической деятельности привела к рождению психоанализа.

Представляется бесспорным, что современная психосоматическая медицина, получившая развитие в последние полвека, немыслима без психоанализа. Вместе с тем, существует и ряд других оригинальных связанных и не связанных с психоанализом концепций. Остановимся на более известных из них.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru