Долговременные программы и жизненный путь личности

Полезная информация » Долговременные программы » Долговременные программы и жизненный путь личности

Страница 5

Человек создает свой мир путем структурирования своего жизненного пространства в соответствии с жизненными переживаниями. Ценность, значение различных составных окружающей среды определяется индивидуальными перспективами, взглядами на будущее. Взрослея, человек расширяет свои границы временной ориентации, формирует временной кругозор как интегративную характеристику развития временных представлений личности, которые складываются в социальной деятельности ( Логинова Н.А., 1985).

Согласно К. Левину, психологическое поле в тот или иной момент включает в себя не только теперешнее состояние индивида, но и представление о своем прошлом и будущем – желания, планы, мечты, надежды. Все части поля, не смотря на их хронологическую разновременность, субъективно могут переживаться одновременно и все вместе определять поведение человека, траекторию выбранного им жизненного пути.

Именно «временная перспектива» предусматривает взаимосвязь и взаимообусловленность прошлого, настоящего и будущего в сознании и поведении человека, считал Л. Франк, который еще в 1939 году впервые ввел в научный обиход этот термин. При этом мнимым, далеким от действительности может быть не только будущее, но и прошлое. Память редактирует воспоминания человека исходя из потребностей настоящего, из необходимости иметь определенную индивидуальную историю, которая не мешала бы формировать положительное отношение к себе. Иногда наоборот, человек стремиться к самообвинениям, даже самоистязаниям, и тогда воспоминания становятся неадекватно негативными. Так будущее иногда видится сквозь розовые очки, а со временем – через черные.

Как известно, классический психоанализ ориентируется, прежде всего, на прошлое личности.

Многие современные психотерапевтические направления гуманистической ориентации, напротив, акцентируют внимание на будущем, на необходимости формирования таких жизненных перспектив, которые помогали бы человеку повысить самоуважение, найти собственную идентичность. Человек, в определенной степени, программирует себя, иногда даже не подозревая об этом, не осознавая, что ожидание успеха или поражения, выздоровления или установления страшного диагноза непосредственно влияют на актуальное состояние, на эффективность деятельности, особенности общения, формы отношения к себе и другим.

Определенные фантазии, репетиции будущего, спонтанные мечты, представление своих желаний дают возможность человеку выбирать варианты своего потенциального развития, путей жизненного движения, возможно разрывая при этом путы зафиксированного с детства родительского сценария.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Еще по теме:

Психологическая характеристика личности дошкольника
Согласно работам российского учёного Л.С. Выготского родившийся ребенок не является личностью, но у него имеются задатки к тому, чтобы стать личностью. Личностью не рождаются, а становятся в процессе жизни. Это происходит по мере того, ка ...

Понятие ксенофобии в современной психологии и педагогике
Ксенофобия (от греч. ξένος, «чужой» и φόβος, «страх») – навязчивый страх перед другими людьми, а также ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. ...

Движения простейших
Движения простейших отличаются большим разнообразием, причем в этом типе простейших животных встречаются способы локомоции, которые совершенно отсутствуют у многоклеточных животных. Это своеобразный способ передвижения амеб при помощи «пе ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru