Подходы в изучении становления и развития внутреннего «Я»

Полезная информация » Динамика развития внутреннего "Я" личности » Подходы в изучении становления и развития внутреннего «Я»

Страница 3

Кеган считает, что люди продолжают развивать смысловые системы, даже перешагнув во взрослость. Основываясь на идеях Пиаже и на теориях когнитивного развития, он определяет несколько «уровней становления смысловых систем», аналогичных стадиям развития. Эти смысловые системы затем формируют наш опыт, организуют мышление и чувства, служат источниками нашего поведения.

По мере взросления наши индивидуальные смысловые системы становятся уникальными, сохраняя тем не менее общность со смысловыми системами других людей, находящихся на той же стадии возрастного развития. На каждой стадии старое становится частью нового, так же как у детей конкретное понимание мира становится частью исходных данных для мышления на стадии формальных операций. Согласно теории Кегана, большинство людей продолжает структурировать и реструктурировать свое понимание мира, даже шагнув далеко за тридцатилетний рубеж. Такой взгляд достаточно оптимистичен.

Классический психоанализ

Согласно представлениям Зигмунда Фрейда, период полового созревания и начала взросления характеризуется высвобождением в связи с биологическими изменениями и созреванием мощной либидозной энергии, под влияние которой в большей или меньшей степени попадает молодой человек, обучающийся направлять эти силы по определенным каналам, при этом задействуются бессознательные защитные механизмы. С помощью таких механизмов «Я» защищает себя от подчинения силам «Оно», осуществляя процесс приспособления. Среди защитных механизмов некоторые делают возможным конструктивное приспособление (например, сублимация), тогда как другие обеспечивают равновесие, носящее скорее патологический характер (например, вытеснение, смещение или проекция). В табл. 1 перечислены Фазы развития по Фрейду, Эриксону, Пиаже и Джерсилду. Таблица показывает также, какие типы нарушений возникают в отдельные фазы, включая возврат в рамках регрессии к типичным механизмам предшествующей фазы.

«Анна Фрейд значительно расширила концепцию развития «Я» и защитных процессов. Согласно ее взглядам, молодые люди испытывают больше вызываемого либидозной энергией беспокойства, чем в детстве, в связи с напором инстинктивных импульсов. Одновременно в большей степени развиваются силы, направленные на управление этими импульсами. Классическая концепция психоаналитической терапии - «Где было «Оно», должно стать «Я» - проявляется в нормальном процессе развития, свойственном определенному жизненному этапу, практически в чистом виде. При попытках справиться с инстинктивными импульсами за счет усиления Я-функций либидозная энергия уже концентрируется преимущественно не на родителях, а на других взрослых, которые кажутся подходящими на роль образца (идентификация, сотворение кумира), а также на ровесниках».

Согласно концепциям классического психоанализа основное содержание процесса взросления состоит в адаптации Я-функций (т. е. личности) к инстинктам, иначе говоря, в достижении между ними равновесия. В конечном счете у этих теорий сугубо биологические корни. Социальные моменты учитываются лишь постольку, поскольку другие (взрослые или ровесники) становятся объектами перенесения на них либидозной энергии.

Неофрейдистские концепции

В отличие от классического психоанализа в неофрейдизме придается большее значение Я-функциям (начало этому положено Анной Фрейд), причем последние связываются с влиянием социальных факторов.

Близки неофрейдизм и концепция стратегий преодоления трудностей в когнитивной психологии, которые с психоаналитической точки зрения можно рассматривать как сознательные Я-процессы. Блос отделял стратегии преодоления трудностей от защитных процессов, тогда как Кребер и Заан считали их Я-функциями, сводящимися к одному основному Я-процессу, но принимающими в конкретных условиях ту или иную форму.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Общая характеристика, признаки и причины детской депрессии
Для многих педагогов и родителей актуальной темой становится проблема детской депрессии. Эта тема охватывает и проблемы детей, лишенных родительского попечения, и семейных детей, переживающих одиночество, неблагоприятную семейную ситуацию ...

Заключение.
Формирование духовно-нравственных основ личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно-развитой личности в процессе исторического развития о ...

Понятие эмоций, их формы и функции
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К кл ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru