Теория социальной аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона и социальный контроль над девиантным поведением

Полезная информация » Девиантное поведение студенческой молодежи » Теория социальной аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона и социальный контроль над девиантным поведением

Страница 1
В древнегреческом языке anomos означает «незаконный», «вне нормы», «неуправляемый». (Этот термин встречается у Еврипида, Платона, в XVI веке — у французского философа и социолога Жана Мари Гюйо и в трудах других мыслителей). Родоначальником социальной аномии считается французский ученый Э. Дюркгейм. При жизни Дюркгейм издал четыре книги: «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Книга «О разделении общественного труда» [3] [4] представляет собой публикацию успешно защищенной докторской диссертации автора. Содержание ее гораздо шире заглавия и, по существу, составляет общую теорию социальных систем и их развития. Основная цель работы доказать, что, вопреки некоторым теориям, разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, или, иными словами, выполняет нравственную функцию.

Но за этой формулировкой скрывается другая цель, более значимая для автора: доказать, что разделение труда - эти тот фактор, который создает и воссоздаст единство обществ, в которых традиционные верования утратили былую силу и привлекательность.

Для обоснования этого положения Дюркгейм развивает теорию, которая сводится к следующему. Если в архаических («сегментарных») обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании» («механическая солидарность»), то в развитых («организованных»)) социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене («органическая солидарность»), причем «коллективное сознание» здесь не исчезает, но становится более общим, неопределенным, его состояния становятся менее интенсивными, и оно действует в более ограниченной сфере. Разделение труда, понимаемое не как чисто экономическое, а всеохватывающее социальное явление - это фактор, который обусловливает переход от первого типа обществ ко второму. Он стремится строить свою теорию на определенной эмпирической основе. В качестве этой основы выступают некоторые древние и современные системы нравственно-правовых норм, различающиеся между собою характерными видами санкций. Нормы с репрессивными санкциями, характерные для уголовного права, служат показателями механической солидарности; нормы с реститутивными (восстановительными) санкциями, характерные для права гражданского, семейного, договорного, торгового и т. п., служат показателями органической солидарности. Схема, составленная С. Люксом[4] [21] , дает представление о дюркгеймовском описании механической и органической солидарности в связи с определенными типами обществ.Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии определенными типами обществ (по С. Люксу).I Механическая солидарность

Морфологическая (структурная) основа · Базируется на сходствах (преобладает в менее развитых обществах)· Сегментарный тип (вначале на плановой, затем на территориальной основе)· Слабая взаимозависимость(относительно слабые социальные связи)· Относительно малый объем населения· Относительно низкая материальная и моральная плотностьТипы норм (воплощенные в праве)· Правила с репрессивными санкциями· Преобладание уголовного праваФормальные признаки коллективного сознания· Большой объем· Высокая интенсивность· Высокая определенность· Власть группы абсолютнаСодержание коллективного сознания· Высокая степень религиозности· Трансцендентность (господство над интересами человека и· беспрекословность)· Приписывание высшей ценности обществу и интересам общества как целого· Конкретность и легальный характерII Органическая солидарность

Морфологическая (структурная) основа· Базируется на разделении труда (преобладает в более развитых обществах)· Организованный тип (слияние рынков и рост городов)· Большая взаимозависимость (относительно сильные социальные связи)· Относительно большой объем населения· Относительно высокая материальная и моральная плотностьТипы норм (воплощенные в праве)· Правила с реститутивными санкциями· Преобладание кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного)Формальные признаки коллективного сознания· Малый объем· Низкая интенсивность· Низкая определенность· Больший простор для индивидуальной инициативы и рефлексииСодержание коллективного сознания· Возрастающая светскость· Ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения)· Приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости· Абстрактность и общий характер. Теория, развитая Дюркгеймом в его первой книге, заняла видное место в социологической классике. В этой работе он разрабатывает ключевые понятия своей социологической теории и, в частности, такие понятия, как «социальная функция» и «аномия».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Проблема избыточной политизации
Потребность во власти не относится к категории базовых потребностей, хотя и может стать главенствующей в иерархии потребностей личности в определенных случаях. Потребность во власти лежит в основе избыточной политизации общества. Избыточ ...

Конфликт как тип трудной ситуации
Если исходить из психологической сущности конфликта, то он может быть рассмотрен как один из типов трудных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности военнослужащего и военно-социальной группы. В этом случае признаками трудной сит ...

Психологическая автобиография
На протяжении жизненного пути в едином адаптационном процессе одновременно и во взаимосвязи происходит функционирование соматических, личностных и социально-психологических переменных человека, что обусловлено многофункциональностью и раз ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru