Личность великого европейца, «учителя народов», философа, педагога и писателя Я. А. Коменского и его труды, бесспорно, принадлежат к самому значительному и непреходящему, что дали славянские народы Европе и человечеству, а также самим себе. Теория и практика обучения и воспитания, литературное и философское наследие Коменского до сих пор служат мощным импульсом развития европейского общества и вновь приобретают актуальность в процессе создания новых международных и культурных отношений, становятся идеей, которую следует понимать не только символически, но также исторически и практически. Он всегда стремился служить международному сообществу, указывая ему путь совершенствования дел человеческих. После смерти Я. А. Коменского из европейской политики на несколько столетий как бы исчез чешский вопрос и его произведения оставались в тени. Рациональное просвещение XVIII в. Из мнгочисленых трудов Коменского признало только его педагогическое наследие, и то с определенными претензиями и оговорками. И только в ХIХ в. Возобновился интерес к жизни и творчеству Коменского, но глубокое изучение его трудов началось лишь в ХХ в. Только в этом век были высоко оценены философские и социально-исправительные идеи Коменского, его стремление к гармоничному образованию всех людей и призыву к миру, терпимости и справедливости. Труды Коменского возникли в условиях ХVII в. и, естественно отражали противоречия того времени и сложный путь человеческого познания. Он во многом опередил свое время, по своей общечеловеческой значимости его творчество является ценным наследием во всей мировой культуре.
Еще по теме:
Психотип учителя и особенности самоуправления педагогической деятельностью.
Не секрет, что учительская среда состоит из 'творческого меньшинства' и 'пассивно-неспособного большинства'. Именно данное положение и следует пересмотреть. С нашей точки зрения, методологически более грамотным было бы выделить не два, а ...
Воспитание толерантности у подростков
Толерантность часто трактуется как терпимость к иному. Однако в последнее время исследователи все чаще высказываются против понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к другому. Индифферентной терпимости противопост ...
Понятие ксенофобии в современной психологии и педагогике
Ксенофобия (от греч. ξένος, «чужой» и φόβος, «страх») – навязчивый страх перед другими людьми, а также ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. ...
