Этнические стереотипы в структуре современной этнопсихологии

Полезная информация » Этнические стереотипы в структуре современной этнопсихологии

Страница 4

Этнический стереотип при таком подходе тоже является разновидностью роли, но это уже этническая роль человека, которую ему предписывает его этнос. Во всяком случае, как в ролях, так и в стереотипах есть ожидания, которые предъявляются к исполнителю, и в этом отношении эти явления сходны.

Есть стереотипы, носителем которых является вся нация, но есть и такие, которые имеют более поверхностный и текущий, временный характер. Носителями последних являются отдельные социальные, например профессиональные, группы. Однако могут наблюдаться переходы из одной группы стереотипов в другую.

Говоря о носителях этнических стереотипов, следует сказать пару слов о явлении дифференциации. Она состоит в том, что у одних и тех же людей (или групп) стереотипы о разных этносах различны. Поскольку носитель этих разных стереотипов один (индивид или группа), это дает нам право говорить, что различие стереотипов о разных этносах обусловлено не внутриличностными, а внешними факторами: психическим складом и поведением тех этносов, к которым относятся

эти стереотипы, той информацией, которую удалось получить о них, и т. п. Ведь психический склад и входящий в него характер, символика и расовые признаки этноса не меняются из-за того, что сейчас он контактирует с одним этносом, затем — с другим. Это означает, что в стереотипах все же отражаются какие-то реальности.

Поскольку носителями этнических стереотипов в первую очередь являются индивиды, возникает вопрос, каким образом в процессе своей социализации они приобретают систему этнических стереотипов. Здесь важное значение имеет этноцентризм семьи, методы и содержание воспитания, этнической социализации вообще. Надо, конечно, показать, каким образом конкретно усваиваются различные типы стереотипов: автостереотипы и гетеростереотипы, положительные, отрицательные, амбивалентные социальные и этнические стереотипы.

Еще исследователи авторитарной личности из Калифорнийского университета (США) поставили перед собой задачу выяснить, существуют ли люди, которые больше остальных склонны к приобретению, сохранению и использованию стереотипов. Получены результаты капитального значения. Оказалось, что есть такие люди: это авторитарные личности, у которых характерологический комплекс состоит приблизительно из 12 основных черт, среди которых одно из ведущих мест занимает этноцентризм.

А этноцентризм, в свою очередь, означает, между прочим, сильную приверженность к своим национальным стереотипам. Такие люди накапливают, лелеют и активно используют целую систему этнических стереотипов, причем их гетеростереотипы о национальных меньшинствах в основном отрицательны. Они, так сказать, «колониального» типа.

Оказалось, например, что те американцы, которые ненавидят евреев, отличаются психологическими чертами авторитарной личности: тенденцией к подчинению авторитетам (лидерам), склонностью к стереотипизации, предубежденностью, склонностью к политическому сепаратизму и значительной озабоченностью своим социальным ста­тусом. Такие люди воспринимают социальный мир в качестве опас­ной и угрожающей среды. Они нетолерантны к чужакам, особенно к тем, кто в социальной системе занимает низкий статус.

При дальнейшем исследовании типичных носителей этнических стереотипов необходимо специально исследовать восприимчивость таких людей к стереотипам, особенности их стереотипного мышления, а также способность и склонность создавать новые стереотипы.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Социально-психологические аспекты алкоголизации населения
В этом контексте профилактика социально-значимых болезней приобретает особое значение, т.к. оказывает воздействие не только на качество жизни больного, но и на его социальное окружение и общество в целом. Одной из таких болезней является ...

Общая характеристика и значение эмоционально-личностного общения в младенческом возрасте
Каждая стадия психического развития ребенка тесно связана с созреванием физиологических систем его организма. Возможности развивающегося организма постоянно возрастают. Еще в процессе кормления у грудного ребенка возникают ориентировочные ...

Этнометодология Г. Гарфинкеля
Гарфинкель (Garfinkel) Гарольд (р. 1917) - американский социолог, создатель этнометодологии. В книге "Исследования по этнометодологии" (1967) Г. была предпринята попытка распространить методы социальной антропологии и этнографи ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru