Содержание этапов становления личности профессионала

Полезная информация » Этапы становления личности профессионала » Содержание этапов становления личности профессионала

Страница 1

Современный этап развития общества характеризуется автоматизацией и компьютеризацией производства, внедрением новых технических средств и технологий, сменой монопрофессионализма на полипрофессионализм. Это приводит к тому, что профессиональный и деловой мир нуждается в специалистах, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с планированием и устройством своей карьеры. Таким образом, проблема профессионального становления личности относится к числу активно разрабатываемых психологических проблем.

Рассматривая профессиональное становление личности, многие исследователи выделяют стадии, уровни, этапы, которые проходит специалист в своём профессиональном продвижении. В настоящее время в науке нет общепринятого разбиения жизненного пути профессионала на этапы или фазы.

Воспользуемся одним из вариантов, предложенным Е.А. Климовым:

-оптант – фаза выбора профессии;

-адепт – человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий её;

-адаптант – привыкания молодого специалиста к работе, вхождение во многие тонкости работы;

-интернал – опытный работник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями;

-мастер, авторитет, наставник.

К.М. Левитан выделяет три основные стадии: подготовительная (довузовская) стадия, связанная с выбором профессии; начальная (вузовская) стадия, во время которой формируются основы профессионально важных умений и свойств личности профессионала; основная (послевузовская) стадия. Это период развития всех сущностных сил личности с целью её полной самореализации в профессиональной деятельности. Именно на этом этапе происходит становление личности профессионала[9, с.37].

В вузовский период профессионального становления личности мы выделяем несколько уровней. А именно (по концепции В.А.Сластенина):

1. Уровень становления – адаптивный. Приспособленческая стадия в профессиональную деятельность:

- адаптация к новым жизненным социокультурным реалиям;

- профессиональная деятельность происходит по отработанной схеме, творческая активность слабая, на бытовом уровне;

- стимулирование различных форм самостоятельности и активности;

- формирование навыков самообладания эмоциональной саморегуляции;

- принятие субъект-субъектных взаимоотношений;

- нахождение прямых и альтернативных способов решения жизненных и профессиональных проблем.

2. Уровень становления – профессионально-репродуктивный. Стадия освоения профессиональных знаний и умений:

- развитие потребности в профессиональной реализации;

- актуализация познавательной рефлексии;

- овладение ценностями и смыслами профессиональной деятельности;

- развитие первоначальных умений создавать проекты жизненного пути;

- развитие мышления, понимания.

3. Уровень становления – личностно-продуктивный. Стадия принятия личностного смысла профессиональной деятельности:

- развитие регулятивных механизмов деятельности, общения, творчества;

- поиск и стимулирование индивидуального стиля профессиональной деятельности;

- готовность к профессиональному решению теоретических и практических проблем;

- выработка адекватного коммуникативного поведения будущего специалиста в профессиональной деятельности жизненном пути.

4. Уровень становления – субъектно-креативно-профессиональный. Практическая реализация профессионального становления будущего специалиста:

- субъектная реализация личностно-профессионального становления специалиста;

- умение осуществлять необходимую коррекцию на основе самоанализа профессиональной и жизненной деятельности;

- усиление роли профессиональных знаний в личностном, жизненном и профессиональном плане;

- систематизация взглядов и установок в отношении жизненного и профессионального путей;

- нахождение своего собственного индивидуального стиля профессиональной деятельности;

- полная готовность к профессиональной деятельности [10, с.59].

Т.В. Кудрявцев, Т.В. Зеер выделяют четыре стадии профессионального становления личности профессионала:

1. Формирование профессиональных намерений: осознанный выбор личностью профессии на основе учёта своих индивидуально-психологических особенностей. Профессиональное становление начинается с формирования профессиональных намерений, которые являются равнодействующей многих факторов: престижа профессии, потребности общества, влияния семьи, средств информации и т.д. Важную роль в выборе профессии играет направленность личности на определённый предмет труда, которая обнаруживается в интересах, увлечениях.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Формирование внутрисемейной коммуникации.
Формирование внутрисемейной коммуникации – это, прежде всего, установление отношений между супругами. Большую роль в этом играет церемония бракосочетания. В любой культуре существует установившаяся традиция проведения церемонии заключения ...

Дети – зеркало родителей
Вы, наверное, видели фильм, одна из сцен которого волнует меня до сих пор. Малышам из старшей группы детского сада психологи предложили сыграть во «взрослый» праздник. Расставили столы, поставили лимонад и сласти, рассадили детей и . Пере ...

Работа с гиперактивными детьми
Жизнь может быть очень тяжелой для детей с гиперактивностью. Они редко достигают хороших результатов, которые позволяют сохранять чувство собственной компетентности. Возможно, именно из-за этого, даже в тех случаях, когда им все же удаетс ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru