Профессия и "выгорание"

Страница 1

Среди работодателей существует тенденция - возлагать ответственность за "выгорание" на своих сотрудников, не заботится о профилактике профессиональных стрессов и не тратить время и деньги на реабилитационные или оздоровительные программы для работников, подвергшихся "выгоранию".

Отчасти это связано с психологической некомпетентностью руководителей, незнанием причин профессионального выгорания и его последствий для организации. Работодатели часто полагают, что если сотрудник "сгорел на работе" (у него нет прежней энергии и качество работы хуже), то причины этого кроются исключительно в его личности. Следовательно, такого человека следует уволить и найти ему "свежую" замену.

Нежелание повернуться лицом к проблеме "человеческих ресурсов" часто объясняется негуманным отношением работодателей к своему персоналу. Руководители думают, что можно легко отыскать полноценную замену на рынке труда "сгоревшим" работникам. Однако многие стресс-факторы присущи самой должности, которую конкретный человек занимает.

Водопьяновой Н.Е. и Старченковой Е.С. было проведено исследование с целью рассмотреть, как часто специалисты разных профессий переживают синдром выгорания. Результаты исследования показали, что практически во всех группах работников "социальных" профессий есть достаточно большое количество лиц с высоким и средним уровнями выгорания.

Содержание труда всех обследованных ими профессиональных групп отличает:

- высокая насыщенность рабочего дня, обусловленная общением с другими лицами;

- большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряженности деловых контактов;

- высокая ответственность за результат общения;

- определенная зависимость от партнеров по общению;

- необходимость понимать их индивидуальные особенности, притязания и экспектации;

- частые притязания на неформальные отношения при решении их проблем;

- конфликтные или напряженные ситуации общения, вызванные недоверием, несогласием и проявляющиеся в разных формах отказа от дальнейшего взаимодействия (общения).

Работники бюджетной сферы по сравнению с персоналом коммерческих структур более подвержены эмоциональному истощению и мотивационно-установочному выгоранию. Это показывает, что фактор, опосредующий выгорание, - это не только коммуникативная нагрузка (интенсивность, продолжительность и когнитивная сложность ситуаций служебного общения), но и более низкое материальное вознаграждение, а также связанная с этим неудовлетворенность качеством жизни: переживание социальной несправедливости и незащищенности, потеря социальной престижности и ролевого статуса и др.

В "социальных" профессиях ("помогающих", сервисных, управленческих) продолжительные, многобразные и когнитивно сложные ситуации общения с другими людьми предъявляют высокие требования к качеству общения (доверительности, профессионализму, эмоциональной устойчивости и др.) и к высокой коммуникативной компетентности, поскольку от качества общения в наибольшей мере зависят результат данного взаимодействия и перспективы будущих деловых или интерперсональных контактов.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Использование художественной деятельности на мероприятиях по изучению истории родного края
Художественная деятельность занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. При аттестации детских садов это направление выделяется как приоритетное наряду с интеллектуальным и ...

Характеристика понятий "личность" и "индивид"
Пожалуй, только термин «человек» употребляется в настоящее время столь же широко, как и термин «личность». Чуть реже употребляются термины «индивид» («индивидуум») и «субъект». Но понять, что такое личность, не обсуждая в той или иной мер ...

Формирование ценностных ориентаций
Американский ученый Е. Берн выдвинул гипотезу о том, что человек формирует свои основные жизненные позиции, принимая важные реше­ния в отношении себя и других людей. Эти решения имеют фундамен­тальное влияние на весь ход его жизни. Берн п ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.inminds.ru