Стрессовые ситуации в управленческой деятельности

Полезная информация » Эмоционально-волевая регуляция в управленческой деятельности » Стрессовые ситуации в управленческой деятельности

Страница 1

Словарное определение стресса гласит: «Это внутреннее сопро­тивление, реакция эластичного тела на внешние силы, воздействую­щие на него»[17]. Из этого определения вовсе не следует, что стресс — только отрицательное явление. Исследования показыва­ют, что стрессовые ситуации не только не приносят вреда, но и спо­собствуют росту производительности труда управленческого аппара­та и даже повышают удовлетворенность своей работой.

Понятие стресса прочно вошло не только в научную терминоло­гию, но и в повседневную жизнь. Стресс — неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания — важный компонент личного опыта любого чело­века. Стрессом (от англ. — давление, напряжение) обо­значается широкий круг состояний повышенной напряженнос­ти, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воз­действия — стрессоры. В управленческой деятельности число агрессоров очень велико, по своему содержанию они специфич­ны. К основным стрессорам управленческой деятельности необ­ходимо отнести следующие факторы.

Фактор информационной нагрузки. Одной из наиболее ха­рактерных особенностей управленческой деятельности являет­ся то, что руководителю приходится иметь дело с огромным массивом информации. По содержанию эта информация, как правило, очень разнородна, изменчива, противоречива, облада­ет разной степенью достоверности. Вся она, однако, должна быть адекватно воспринята, осмыслена и реализована в дея­тельности. Объем информации, требования к ее переработке входят в противоречия с психическими возможностями субъ­екта. В связи с этим высокая когнитивная нагрузка, обуслов­ленная большим объемом информации, выступает как мощный негативный фактор, приводящий к повышенной напряженности, к стрессу.

Фактор информационной неопределенности. Информацион­ная нагрузка — ее избыточность постоянно сочетается в деятель­ности руководителя с хронической неопределенностью. С одной стороны, информации чрезмерно много, но с другой — нужной и наиболее важной для данной конкретной ситуации информа­ции часто недостает. В результате руководитель ставится в поло­жение, когда он либо вынужден добирать, искать недостающую информацию (что само по себе порождает напряженность), либо действовать в условиях неопределенности, т.е. риска. По­следнее является сильным стрессогенным фактором.

Фактор ответственности — решающий и основной для дея­тельности; сила проявления всех иных факторов зависит от него. Для управленческой деятельности мера ответственности наиболее высока, а ее содержание также специфично. Это не только «ответ­ственность за результат» и не только «ответственность за себя», но и «ответственность за других». Поэтому общий феномен ответст­венности не только максимально выражен в управленческой дея­тельности, но и становится многомерным, включает в себя ряд довольно различных компонентов. В соответствии с принципом «личной ответственности» руководитель в конечном итоге аккуму­лирует в своей деятельности всю меру ответственности за резуль­таты функционирования организации.

Фактор дефицита времени. Хроническая нехватка време­ни — один из наиболее типичных признаков управленческой деятельности. Он обусловлен как обилием задач и функций, ко­торые необходимо решать и выполнять, так и жесткими времен­ными рамками, в которые обычно поставлен руководитель. В психологических исследованиях установлено, что дефицит време­ни может выступать даже более сильным фактором напряжен­ности деятельности, чем сложность решаемых в ее ходе задач.

Факторы межличностных конфликтов. Постоянным спутни­ком управления выступают возникающие в его ходе межлич­ностные конфликты различных типов и меры выраженности. Порожденные этим негативные межличностные отношения яв­ляются одним из наиболее сильных источников появления стрес­совых состояний.

Факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов. Пока­зано, что одним из источников стресса является необходимость выполнения одним и тем же человеком двух и более функцио­нальных ролей одновременно. Несовпадение требований, предъ­являемых различными ролями, ведет к развитию состояния, ко­торое обозначается понятием ролевого конфликта. Ролевой кон­фликт конкретизируется по отношению к деятельности руково­дителя, прежде всего, в маргинальном ролевом конфликте. Так, субъект выступает в роли руководителя в отношении управляе­мой им группы (организации), что налагает на него одну систе­му обязанностей, одну стратегию поведения. Но он одновремен­но является подчиненным по отношению к вышестоящим ин­станциям и должен выполнять предписываемые ими роли. «Тре­бования сверху» и «интересы снизу» сталкиваются в поведении руководителя, а их частый антагонизм является постоянным и мощным стрессором управленческой деятельности.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Специфика и способы преодоления депрессий
Проблема лечения депрессии обычно рассматривается в рамках трех подходов к воздействию на симптоматику, оказавшихся наиболее успешными по мнению специалистов: антидепрессантное медикаментозное лечение, Когнитивно-бихевиористическая терапи ...

Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры
Проблема духовности привлекла внимание многих крупных российских психологов, были напечатаны интересные книги и статьи [3], [14], [19], [21], [25], [26]. Однако вопрос о сходстве и различиях научно-психологического и богословского подходо ...

Черты характера как побуждения
Многие черты характера представляют собой глубокие и активные побуждения, определяющие действия и поступки человека. В одинаковых обстоятельствах, руководимые сходными или одинаковыми мотивами и отношениями, стремясь к одним и тем же целя ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru