Как известно, формирование эмоций человека - важное условие развития его, как личности. Лишь если они станут предметом стойких эмоциональных отношений человека, его идеалы, обязанности, нормы поведения превратятся в реальные мотивы деятельности.
Поскольку психолог - это человек, прежде всего, высоко просвещенный, интеллектуальный и культурный, то можно говорить о необходимости формирования эмоциональной культуры у людей этой профессии.
Ряд исследований [9, 14, 15] свидетельствуют об отрицательной тенденции относительно эмоциональной культуры молодого поколения на уровне повышенной тревожности, агрессивности, эмоциональной сензитивности, эмпатии. Одной из причин такого положения в обществе является недостаточное внимание к культуре вообще и к эмоциональной культуре в частности.
В современных условиях высшей школы созрела необходимость формирования у будущих психологов такого качества, как толерантность (терпимость в отношениях между людьми, психическая, эмоциональная стойкость в экстремальных ситуациях) так как этого требует действительность.
Поскольку попытки решить этот вопрос в рамках других теорий [15, 17, 18] хотя и заполняли определенным чином образованный вакуум, тем не менее, не охватывали данной проблемы в целом. Нет исследований, в которых бы изучалась эмоциональная культура в процессе подготовки будущих психологов. Нет исследований, которые бы изучали эмоциональную культуру с точки зрения её особенностей, функциональных и структурных компонентов, как необходимого условия профессиональной подготовки личности.
На сегодняшнем этапе модернизации системы образования может обращаться внимание не только на когнитивную и креативную стороны развития личности молодого поколения, но и на развитие его эмоциональной сферы [6, с. 142], которое вдобавок, требует не только правильного формирования, а еще и умелого использования.
Эмоциональная культура психолога – это психологическая ценность его личности. На профессиональные качества психолога существенно влияют индивидуальные характеристики человека (в том числе и эмоциональное состояние), которые могут, как оказывать содействие формированию профессионального мастерства и творческого подхода к трудовой деятельности, так и препятствовать профессиональному становлению [10, с. 34] (чрезмерная эмоциональность). Эмоции включены в все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Довольно важным является вопрос о соотношении у человека эмоций и мышления [1, с. 142]. Благодаря мышлению, человек может сознательно оценивать тот или другое влияние на организм, понимать изменения во внешней среде, их значение для своего существования.
В современной научной литературе общекультурные ценности рассматриваются как одно из важнейших условий психологического развития индивида [4, с. 68]. Как уже упоминалось, факторы, которые являются основными в системе эмоциональной культуры психолога, это, во-первых, эмоциональная регуляция, которая предусматривает адекватное эмоциональное реагирование равное экспрессивности; во-вторых, эмоционально-гуманистическая направленность личности, которая обнаруживается в эмпатии; в-третьих, эмоционально - антиципирующие способности личности; в-четвертых, эмоционально-познавательная активность. Развивая их, личность может достичь значительного результата в своем психофизиологическом развитии, а вместе с тем, и в общепсихологическом аспекте развития.
Психолог, наделенный умением не только прекрасно знать материал и уметь применять его на практике, понимать себя и действовать "не против своей воли", конечно, способен на большее, чем тот, который зациклен на внешней или внутренней своей жизни или деятельности.
Итак, проанализировав работы многих психологов [2, 4, 5, 9, 10, 11, 14, 16, 17, 18] по данной теме, можно определить направления, на которые следует сосредоточить внимание, развивая эмоциональную культуру студента - психолога.
Во-первых, необходимо увеличение уровня общей образованности будущего психолога в процессе наставительно-познавательной деятельности; во-вторых, необходимо обязательное эстетичное влияние искусства; в-третьих, развитие эмоциональной сенситивности, эмпатии как движущей силы эмоциональной культуры; в-четвертых, можно развивать эмоциональную культуру с помощью целенаправленного социально-психологического тренинга. Рассмотрим подробнее эти направления. Развитие эмоциональной культуры и стойкости в процессе учебной деятельности будущих психологов ограничено континуумом специфических гностических эмоций, которые детерминируют познавательную активность. Конечно, задействовав эмоции при усвоении знаний, надо иметь в виду еще одно содержание, в котором знания обогащают не только когнитивную, но и эмоционально-личностную сферу, а потому "выявление в эмоциях целостного отношения человека к миру" [13, с. 213]. В этом ракурсе рассматривается единство аффекта и интеллекта. Приобретенные знания уменьшают достоверность создания ситуаций, в которых человек является предметом неразумного познания. Обретение знаний с одной области уменьшают достоверность того, что индивид будет экспериментировать иррациональными познаниями также и в другой. Полученные знания помогут предупредить другой вид эмоциональной неразумности - эмоциональную незрелость. Это объясняется тем, что приобретение образования требует от личности увеличения когнитивной сложности, которая связанная с наличием определенной системы знаний. И потому, становя более просвещенным, индивид ощущает более сложные эмоции.
Еще по теме:
Заключение.
Формирование духовно-нравственных основ личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно-развитой личности в процессе исторического развития о ...
Творчество
Творчество – это целеустремленная деятельность человека к познанию того, что ещё не открыто, и результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, знаний, ...
Элементы психотерапии в практике
Всё чаще и чаще мы слышим: "Мне нужен психолог .", " . мой психолог помог мне .", "Все эти психологи ." - и так до бесконечности. Как ни старайся не замечать, а психология прочно вошла в нашу жизнь. Так кто ж ...