Освещенность вопроса эмоциональной стойкости у студентов-психологов в современной научной литературе

Полезная информация » Эмоциональная стойкость студентов-психологов » Освещенность вопроса эмоциональной стойкости у студентов-психологов в современной научной литературе

В отечественной и зарубежной психологии выделяют великое множество подходов к исследованию личности, но в последние годы значительно возрос интерес к прикладному аспекту этого психологического направления - исследованию профессиональных и личностных качеств психологов (Абрамова Г. С., Аминов Н. А., Овчарова Р. В., Обозов Н. И., Молоканов М. В., Моховиков В. Ю., Кочюнас Р. и другие.) [9, с. 74]. Во многих исследовательских роботах отмечается, определенная зависимость между личностными качествами психологов и эффективностью в их профессиональной деятельности (Молоканов М. В. , Сизова И. Г., Юдина Е. В.). По мнению Юдиной Е. В. личные качества определяют успешность деятельности, которая составляет модель личности эффективного специалиста [9, с. 75].

Впрочем, профессиональные и личные качества психолога выделялись еще известнейшими родоначальниками классических традиционных и нетрадиционных подходов в психологии: З. Фрейдом, К. Юнгом, В. Франклом, Ж. -П. Сартр, К. Роджерсом, Ф. Перлзом и другими. Тем не менее, выделенные этими учеными личные качества: аутентичность, конгруэнтность, безоценочное, безусловное отношение к чувствам клиента, развитый язык, проникновенность, эмоциональная стабильность, основанная на уважении к клиенту и являются самыми профессионально важными для психолога чертами.

Остановимся подробнее на такой необходимой для психолога черте, как эмоциональная стойкость. Наличие этой черты, как профессионально важной для психолога подчеркивали современные ученые Л. И. Бучек, П. Б. Зильберман, Т. С. Кириленко, Г. В. Ложкин, С. Д. Максименко, В. О. Соловиенко, О. Я. Чебикин, А. И. Черкашин, О. А. Блинов, М. С. Корольчук, В. М. Крайнюк, П. П. Криворучко, В. В. Стасюк.

В большинстве работ, например, Л. М. Аболин, В. Л. Марищук, О. Я. Чебикин, А. И. Черкашин, эмоциональную стойкость представляют как свойство личности, которое оказывает содействие успешному осуществлению деятельности в эмоциогенной обстановке. На сегодняшний день существует не только значительное количество работ, посвященных эмоциональной стойкости, но и большое многообразие определений и толкований этого понятия. Исследование, диагностика и формирование эмоциональной стойкости требует анализа факторов, которыми она детерминируется. Важность психологической диагностики эмоциональной стойкости определяется и тем, что на данное время отсутствует четкий психодиагностический комплекс методик определения уровня сформированности эмоциональной стойкости [3, с. 68]. Не существует единого подхода и к определению детерминант эмоциональной стойкости (Т. С. Кириленко, М. С. Корольчук, А. Ф. Косенко, В. Л. Марищук, В. М. Писаренко, О. Я. Чебикин).

В то же время тематика эмоциональной стойкости разработана недостаточно. В специальной литературе раскрываются лишь отдельные эмоциональные особенности, а целостных исследований, посвященных определению методов диагностики и коррекции эмоциональной стойкости, нет. Отдельные работы касаются эмоциональной стойкости у различных возрастных категорий. С другой стороны, деятельность человека в разнообразных профессиональных сферах нередко осуществляется в сложных эмоциогенных условиях. Но точнее можно сказать, что любые условия могут стать напряженными в случае несоответствия психологических особенностей человека требованиям среды и деятельности. Поэтому целесообразно начать изучение уровня сформированности эмоциональной стойкости как необходимого качества для психологов на более ранних этапах онтогенеза, когда только происходит профессиональное становление профессионала – в студенческую пору. Известно, что для этого возраста характерно наличие значительного количества факторов учебной деятельности: возрастает интенсивность информационного потока, увеличивается количество видов деятельности, возрастает личная ответственность за успешность учебной деятельности, значительно увеличиваются интеллектуальные нагрузки. Анализ литературных источников показывает, что в данное время наиболее освещены основные эмоциональные свойства юношеского возраста, которые имеют более разнообразные формы проявления в сравнении с другими возрастными группами, а именно: высокий уровень тревожности в общении, высшая дифференциация по силе эмоциональной реакции, большая экстравертированность [19, с. 102]. А также: меньшая импульсивность и эмоциональная возбуждаемость, большая эмоциональная стойкость по сравнению с подростками, большая психическая саморегуляция (Л. И. Божович, 1978; М. Й. Боришевский, 1992; О. В. Запорожец, 1986; Т. С. Кириленко, 1987). Однако, в целом вопрос эмоциональной стойкости будущих психологов, не смотря на свою актуальность и важность, в научной литературе освещен недостаточно.

Еще по теме:

Эксперимент Милграмма
Предположим, что, перелистывая газету, вы обращаете внимание на объявление, в ко­тором сообщается, что для участия в эксперименте по изучению влияния наказания на па­мять, который проводится факультетом психологии близлежащего университет ...

Творчество
Творчество как процесс создания чего-то нового часто предполагает, что человек может испытывать недостаточность информации, знаний, умений для достижения цели и решения той или иной проблемы, а именно поэтому ему необходимо сделать рывок ...

Возможности применения не экспериментальных методов в деятельности педагога
Метод беседы, наблюдения, тестирования и др. – являются методами педагогического исследования, т.е. совокупностью способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Метод наблюдения – целенаправленна ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru