История изучения эмоций

Страница 1

Уже многие века ученые признают центральное место эмоций в человеческой психике. Платон рассматривал их как один из трех существенных элементов человеческой души наряду с разумом и телесными влечениями. Аристотель рассуждал о базовых биологических тенденциях в эмоциональном опыте и, анализируя отношения между представлениями и эмоциями, предвосхитил современные идеи. Эмоциональный опыт и аффективные состояния интересовали не только древних философов, они вызывают интерес и у современных ученых.

В XVIII и XIX вв. не было единой точки зрения на эмоции. Так, согласно трёхкомпонентной теории эмоций В. Вундта, эмоции выражают: удовольствие - неудовольствие, напряжение - расслабление, возбуждение - успокоение. Эмоции представляют собой внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и в некоторой степени влиянием представлений на чувства. Телесные реакции являются лишь следствием эмоций, но вместе с тем эти телесные следствия эмоций влияют на духовную жизнь.

Современная история исследования эмоций начинается с появления в 1884 г. Статьи Джемса «Что такое эмоция». В следующем году немец Г. Ланге опубликовал работу «Эмоции», в которой излагались идеи, близкие идеям Джемса.

По теории Джемса - Ланге, эмоция определяется как «восприятие телесных изменений», производимых стимульной ситуацией. Данная теория подтверждается фактами:

- если из какой либо эмоции как состояния сознания одно за другим вычесть все ощущения, представленные в телесных симптомах, то, в конце концов, от эмоции ничего не останется;

- невозможно выполнение движений, соответствующих оной эмоции, и одновременное переживание другой;

- имеется соответствие между определёнными переживаемыми эмоциями и типичными для них телесными и мимическими реакциями.

Теория Джемса - Ланге была подвергнута критике со стороны У. Кеннона, которому после серии экспериментов с денервацией висцеральных органов экспериментальных животных удалось показать, что:

- отделение внутренних органов от центральной нервной системы не изменяет эмоциональное поведение;

- внутренние органы реагируют слишком интенсивно и слишком медленно для того, чтобы быть источником эмоциональных ощущений;

- одни и те же висцеральные изменения возникают при различных эмоциональных состояниях;

- искусственно вызванные висцеральные изменения, типичные для определённых эмоций, этих эмоций не вызывают.

Таламическую теорию У. Кеннона и Ф. Барда можно считать в определённом смысле альтернативной теории Джемса - Ланге, так как её авторы считают, что не эмоция есть осознание двигательной и вегетативной реакции, а напротив, «вегетативные изменения и мышечные реакции организма являются следствием переживания эмоций». В основе интерпретации центральной нервной системой эмоциональной ситуации лежит работа таламуса, который одновременно посылает и к автономной нервной системе, и к полушариям головного мозга, где осознаётся значение эмоциогенной ситуации. Центром эмоций является таламус, а кора больших полушарий головного мозга выполняет следующие функции: во-первых, благодаря ей значительно увеличивается число ситуаций, вызывающих эмоцию, сочетание в коре множества рецепторных и ассоциативных зон повышает возможности различения стимула и обеспечивает эффективность условных раздражителей; во-вторых, благодаря коре эмоциональные реакции отличаются большей адекватностью ситуации.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Неотъемлемая часть любви - боль
Любовь,- такое простое, известное всем слово. А задумывался ли кто-то над тем, что это слово означает? Думаю, конечно, задумывались. Люди так часто говорят его друг другу. Вот только интересно, что они подразумевают под этим словом? Влече ...

Появление музыкальной психологии
К концу XIX-началу ХХ века постепенно происходило обособление музыкальной психологии от других психологических областей. На протяжении второй половины XIX-XX веков можно проследить этапы зарождения и становления музыкальной психологии как ...

Понятие ксенофобии в современной психологии и педагогике
Ксенофобия (от греч. ξένος, «чужой» и φόβος, «страх») – навязчивый страх перед другими людьми, а также ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru