Характер и темперамент

Характер » Характер и темперамент

Страница 1

Среди индивидуальных качественных особенностей психики особо важное значение имеют свойства темперамента. Взаимосвязь характера определяется физиологической основой того и другого. Тип нервной системы влияет на индивидуально-своеобразные способы действия, в которых выражаются свойства характера. Этому соответствует и влияние типа темперамента. От него зависит протекание внешних проявлений свойств характера во времени. В зависимости от типа темперамента определенные характерные способы действия могут возникать и прекращаться быстро или медленно, легко или с трудом, при сильных или при слабых внешних и внутренних побуждениях. Так, что при наличии стремления к общению сангвиники обычно первые начинают разговор, тогда как флегматики более пассивны в общении, хотя охотно откровенно и искренне делятся с товарищами и подругами своими переживаниями, но редко делают это по собственной инициативе. Сангвиники легко завязывают новые знакомства, но вместе с тем легко прекращают старые. Флегматики с трудом вступают в знакомства и прекращают их. Такого рода различия в протекании внешних проявлений свойств характера могут быть названы динамическими особенностями. От свойств темперамента зависят динамические особенности свойств характера.

Роль типа темперамента сказывается еще и иначе. Свойства типа нервной системы могут благоприятствовать или противодействовать образованию определенной системы условных рефлексов, лежащих в основе свойств характера, например пассивно-оборонительных или агрессивных. Соответственно этому и свойства темперамента могут благоприятствовать или противодействовать развитию определенной системы свойств характера. Так, при неблагоприятных объективных условиях меланхолику легче стать трусом, чем холерику. Но при благоприятных условиях, наоборот, холерику легче стать храбрым, чем меланхолику. При этом ни один тип темперамента не может фатально предопределить храбрость или трусость, как и другие черты характера.

Социальные условия развития и воспитания и их взаимоотношение с наследственными индивидуальными особенностями психики определяют свойства характера не прямо и непосредственно, а через посредство деятельности. В зависимости от действий и поступков человека при одних и тех же социальных условиях и наследственных особенностях возникают разные свойства характера. С наибольшей очевидностью это обнаруживается при изучении развития и формирования характера у гомозиготных близнецов, воспитывающихся в родной семье.

В исследованиях обнаружено, что гомозиготные близнецы, воспитывающиеся в родной семье, гораздо более отличаются друг от друга по характеру, чем в том случае, если они были взяты на воспитание в разные семьи. Объясняется это тем, что когда близнецы растут вместе, то постоянное общение порой с необходимостью требует от них различных поступков. Если один из них проявляет инициативу, то второй принужден следовать за ним. Если один из них помогает другому, то другой принимает эту помощь. Именно это различие в действиях и поступках близнецов порождает у них разные свойства характера. Между тем если близнецы воспитываются в разных семьях, они не зависят друг от друга в своих действиях и поступках. Благодаря одинаковости наследственных задатков они склонны в одинаковых обстоятельствах совершать одинаковые поступки. Поэтому у них обнаруживается большее сходство в свойствах характера. Следовательно, различия в характере гомозиготных близнецов формируются в зависимости от различия в их действиях и поступках.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Правовые конфликты в политической и культурной сферах России
Рассмотрим теперь юридические конфликты в сфере политики. Они весьма четко проявляются на уровне конкретных фактов. К примеру, возьмем так называемое «дело о КПСС», рассмотренное Конституционным судом РФ в 1992 г. Задача, поставленная пер ...

Содержательная характеристика понятия «готовность к обучению в средней школе»
Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»: • Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала. • Новообразования младшего школьного возраста ...

Исследование групповой сплоченности детей
Отрочество – период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей. И хотя желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечаются и в более ранних возрастных периодах, в отрочестве эта ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru