Связь эмоций и потребностей человека

Полезная информация » Эмоции и личность » Связь эмоций и потребностей человека

Страница 3

Вопрос о связи эмоциональных переживаний и системы актуальных потребностей человека на самом деле не такой простой, каким может показаться на первый взгляд. С одной стороны, простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой [6].Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дезорганизуют (аффекты и стрессы). С другой стороны, такие эмоции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но и направляя и поддерживая. Высшие чувства, кроме того, несут в себе нравственное начало. Одним из таких чувств является совесть. В процессе формирования совести, в процессе нравственного развития личности, все эмоции без исключения играют, хотя бы не большую, хотя бы косвенную роль[8]. Зрелая совесть и связанные с нею эмоции образуют аффективно-когнитивную структуру, которая оценивает каждый шаг человека на предмет его соответствия нравственным принципам. Влияние на совесть оказывает скорее переживание вины, чем страха. Есть неотразимый аргумент в пользу этого довода, и заключается он в следующем: переживание вины приковывает внимание человека к источнику вины, оно не отпустит без покаяния или оправдания. Переживание страха, напротив, заставляет бежать от источника страха и отпускает на безопасное расстояние от него. Умение балансировать на грани, разделяющей конформизм, продиктованный страхом, и ответственность, внушённую чувством вины, можно рассматривать, как свидетельство зрелой совести и нравственного поведения. Ядром структуры совести является чувство ответственности: оно ориентировано на осознание вины, и в то же время способствует выбору такого стиля поведения, которое снизит вероятность интенсивного переживания вины. Вина, рассматриваемая, как личностная черта, и вина, рассматриваемая как психологическое состояние, являются реальными психологическими феноменами, оказывающими непосредственное влияние на личность и поведение. Вину, рассматриваемую как личную черту, можно определить, как предощущение наказания за нарушение усвоенных норм поведения[8]. Таким образом, вина исполняет функции регулятора поведения, предупреждает о неправильных мыслях, чувствах и поступках.

Вина, в соответствии с теорией дифференциальных эмоций, играет ключевую роль в процессе развития личной и социальной ответственности, в процессе становления совести. Развитие вины и становление совести – важнейшие этапы психологического созревания личности. Совесть связана, как с нравственной устойчивостью человека, так и с его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своём поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей. Такому человеку обычно стыдно за других людей, если они себя ведут не порядочно.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Черты характера и отношения личности
Какие же индивидуально-своеобразные психические свойства человека называются свойствами или чертами характера? В качестве примера возьмем некоторые проявления характера двенадцатилетней ученицы Тоси М. В школе девочка держится всегда в с ...

Эмоции и стресс
Слишком сильные раздражители (объекты или определенные события) называются стрессоры. В ответ на сверхтрудную обстановку организм реагирует комплексом защитных реакций. Стрессовые состояния возникают во всех случаях угрозы для жизни субъ ...

Творчество
Творчество – это целеустремленная деятельность человека к познанию того, что ещё не открыто, и результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, знаний, ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru