Черты характера как побуждения

Характер » Черты характера как побуждения

Страница 2

Если иметь в виду крайние полярно противоположные свойства, то у одних людей эта система проявляется в сочетании самоуверенности, самодовольства, самонадеянности, хвастливости, агрессивности, мстительности, важничанья, замкнутости, нечувствительности к общественному одобрению, в пренебрежении к общепринятым правилам поведения. У других людей эта система проявляется в сочетании противоположных свойств: неуверенности в себе, скромности, уступчивости, услужливости, безропотности, склонности во всем винить себя. Такие люди отличаются мягкостью, робостью, общительностью, откровенностью, охотно выполняют общепринятые правила поведения. Легко видеть, что такие свойства, как важничанье, замкнутость, нечувствительность к общественному одобрению и общепринятым правилам поведения, выражают пренебрежительное отношение к людям. Точно так же противоположная им группа свойств – общительность, откровенность, подчинение общепринятым правилам поведения – выражает противоположное отношение к людям. Отсюда ясно, что взаимно связаны друг с другом такие свойства характера, которые обусловлены одним и тем же отношением личности к определенной стороне действительности.

В советской психологии различают четыре системы свойств характера, определяемых различными отношениями личности.

1. Свойства, выражающие отношение к коллективу и отдельным людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость).

2. Свойства, выражающие отношение к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

3. Свойства, выражающие отношение к самому себе (самолюбие, честолюбие, тщеславие, гордость, самомнение, скромность).

4. Свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственное или безответственное отношение к труду).

Помимо этих важнейших свойств характера, которые зависят не от одного, а от нескольких различных отношений личности. В систему свойств «личность – окружающие люди» входит целый ряд таких, которые выражают не столько различное отношение к самому себе, например: у одних людей – самоуверенность, самонадеянность, самодовольство, хвастливость, а у других, наоборот, неуверенность в себе, склонность во всем винить себя, робость.

Следовательно, в одну и ту же систему свойств, обозначаемую как «личность – окружающие люди», входят свойства, зависящие и от отношения к людям и коллективу, и от отношения человека к разным сторонам действительности также не существуют в личности каждое само по себе и независимо от другого. Различные отношения также взаимно связаны между собой. Например, отношение к труду, вещам и даже к самому себе во многом зависит от отношения к людям и коллективу. От близости к трудовому коллективу зависит и сознание своего трудового долга перед коллективом, например добросовестность в труде, бережное обращение с вещами общественного пользования. Даже отношение к самому себе во много зависит и от отношения к коллективу. Так, человек, близкий к своему трудовому коллективу, не склонен к высокомерию.

Во взаимосвязи различных отношений личности проявляются некоторые общие закономерности структуры характера личности. Во-первых, благодаря этой взаимосвязи едва ли есть такое свойство характера, которое зависело бы исключительно от одного какого-либо отношения личности. Скорее мы должны говорить о некоторых группах свойств, зависящих лишь преимущественно от определенного отношения личности. Во-вторых, благодаря взаимной связи отношений личности связаны между собой не только свойства характера, зависящие от одного и того же отношения, например отношения к людям или к труду, но в большей или меньшей степени взаимно связаны все свойства характера, зависящие от различных отношений. Характер человека относительно целостен. В-третьих, во взаимной связи отношений личности имеются, стержневые отношения и зависящие от них производные.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Роль педагога в системе Монтессори
Смысл метода, разработанного Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реали ...

Взаимодействие трех основных функциональных блоков мозга
Мы рассмотрели современные представления о трех основных функциональных блоках мозга и постарались показать роль каждого из них в организации сложной психической деятельности. Было бы неправильным думать, что каждый из этих блоков может ...

Экстрасенсы: миф или реальность
Экстрасенсорика - смесь из древних знаний, достижений науки и методов, полученных интуитивным путем. Обычно к проявлениям экстрасенсорики причисляют: телепатию, ясновидение, проскопию, лозоходство (биолокацию), также к проявлениям экстрас ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru