Экспериментальная психология и педагогическая практика

Полезная информация » Экспериментальная психология » Экспериментальная психология и педагогическая практика

Страница 3

И, наконец, последний тип — воспроизводящее исследование. Цель его проведения — точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов.

Научный результат в идеале не должен зависеть от времени. Научное знание интерсубъективно, поэтому научный результат не должен зависеть от личности исследователя, его мотивов, намерений, интуиции и т.д.

Известный методолог М. Бунге полагал, что в реальности невозможно создать исследование, которое соответствовало бы идеальному. Личные черты исследователя накладывают определенный отпечаток на эксперимент. Но в любом случае научный метод должен стремиться быть максимально приближенным к идеальному.

Объект исследования – область, в рамках которой находится (содержится) то, что будет изучаться. Предмет исследования – закономерности процессов, происходящих в этой сфере. Можно сказать, что предмет исследования – конкретная часть объекта исследования, или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который и исследуется. В рамках объекта исследования можно говорить о различных предметах исследования. Предмет и объект: через отношение общего и частного: объект - процесс, либо явление, поражающее проблемную ситуацию, предмет - то, что находится на границе объекта. Через испытуемого: объект - тот, кто исследуется, предмет - то, что познается. В свое время, отделившись от философии, психология унаследовала от нее проблему сознания, которое считалось безусловной прерогативой человека. Дарвиновская идея эволюции затронула и эту непререкаемую догму, по крайней мере, в виде постановки вопроса о предыстории человеческого сознания. В конце XIX в. появилось новое направление в науках о живом — сравнительная психология. Тезис о существовании у животных зачаточных форм сознания, разума и даже интеллекта принимался в ней как аксиома.

Сравнительная психология, быстро пройдя стадию антропоморфизма (работы Джорджа Романеса), формировалась как экспериментальная дисциплина. Первые опыты с животными проводились путем создания специальных контролируемых ситуаций.

Начиная с работ Э. Торндайка, эксперименты с животными приобретают более строгие научные очертания. В частности, здесь уже применяется разделение переменных на независимые (варьируемые экспериментатором) и зависимые (в виде объективно регистрируемых параметров и поведенческих реакций животного).

Варьируемые переменные:

- сложность проблемной ситуации;

- режим подкрепления или наказания;

-состояние животного

Регистрируемые параметры:

- общее время разрешения проблемы;

- количество ошибок;

- характер активности животного.

Работы Торндайка положили начало целому направлению в экспериментальной психологии, успешно развивающемуся и в настоящее время — исследованиям процессов научения. За это время значительно обогатился арсенал экспериментальных методик, которые с одинаковым успехом (правда, с соответствующими модификациями) применяются как на людях (детях и взрослых), так и на животных.

В эксперименте объектом исследования является человек, а предметом – человеческая психика.

Постановка проблемы – начало любого исследования. В отличие от житейской, научная проблема формулируется в терминах определенной научной отрасли. Она должна быть операционализированой, т.е. сформулирована в терминах психологии развития и может быть решена определенными методами.

Постановка проблемы влечет за собой формулировку гипотезы. Способность обнаружить «белое пятно» в знаниях о мире – одно из главных появлений таланта исследователя. Можно выделить следующие этапы порождения проблемы:

· Выявление нехватки в научном знании о реальности;

· описание проблемы на уровне обыденного языка;

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Стратегия разрешения конфликта
Своевременное разрешение возникшего конфликта выгодно всем противоборствующим сторонам и воинскому коллективу в целом. Рассмотрим основные условия успешного разрешения конфликтов. 1. Прекращение конфликтного взаимодействия является перв ...

Заключение.
В данном исследовании мы постарались проанализировать феномен доверия к себе и к миру. По мнению Ф.В.Бассина единственным подлинным предметом психологического знания должны стать так называемые значащие переживания, к которым можно отнест ...

Психологические приемы влияния на партнера во время делового общения
Эффективность делового общения зависит от глубокого знания предмета разговора, создания атмосферы взаимного доверия, умения обосновать свою позицию, взгляды, идеи и аргументированно доказать ошибочность мнения и доводов оппонентов. При по ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru