Понятие о чувствах

Страница 3

Стресс - эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие. Различные негативные факторы - усталость, страх, обида, боль, унижение - вызывают в организме однотипную реакцию, которая не зависит от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент, причем этот раздражитель необязательно должен существовать в реальности, он может быть воображаемым.

Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю. При этом стресс, превышающий возможности организма, истощает энергию, нарушает деятельность, заставляет его чувствовать себя бесполезным. В настоящее время различают: эустресс - положительный стресс, который сочетается с желаемым эффектом и мобилизует организм, и дистресс - отрицательный стресс с нежелательным, вредоносным эффектом.

В зависимости от стрессора можно выделить физиологический и психологический виды стресса.

Физиологические механизмы мобилизуют организм в ответ на воздействие, которому он подвергся. Такие реакции формируются на уровне автономной нервной системы автоматически и осуществляются без нашего указания. Проблема заключается в том, что любая реакция может принести вред нашему организму в целом, если позволить ей длиться слишком долго. Таким образом, постоянное пребывание в состоянии стресса очень вредно и может привести к сокращению продолжительности жизни.

Психологический стресс можно условно подразделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, то есть при возникновении информационной перегрузки, может развиться информационный стресс, для которого характерно снижение объема и концентрации внимания, усиление отвлекаемости, невозможность сосредоточиться, ухудшение памяти, мышление становится путанным, не способным правильно оценивать ситуацию и прогнозировать последствия.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды, когда в течение длительного времени человек остается один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, тревоги, беспокойства, появляется болезненная мнительность, исчезает ощущение здоровья, ухудшается сон, изменяются личностные особенности, возможно появление депрессии, эмоциональных взрывов.

В развитии стресса можно выделить три этапа:

реакция тревоги, фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач;

этап стабилизации, на котором все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Внешнее поведение не отличается от нормы, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов;

стадия истощения, сопровождающаяся упадком сил, ухудшением самочувствия, подверженностью различным заболеваниям и даже смерти.

Выделенные этапы совпадают в обоих проявлениях. Физиологическая и психологическая энергия неразрывно связаны. Чем сильнее стресс истощает нас физически, тем более опустошенными мы чувствуем себя психологически, и наоборот, сильное длительное переживание способно вызвать физиологические недуги. Поведение человека в стрессовых ситуациях зависит от многих факторов, но прежде всего от психологической подготовки, включающей умение быстро оценить обстановку, навыки мгновенной ориентировки в сложившихся обстоятельствах, волевую собранность, решительность, волю, опыт поведения в сходных ситуациях

и т.д.

Фрустрация - состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация может быть вызвана множеством причин, но особенно часто ее источником выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности.

Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность. В этом состоянии человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию. Исходом этого состояния являются депрессии и гнев. Устойчивость (толерантность) к фрустирующим факторам зависит от степени эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с подобными факторами.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Использование других методов изучения межличностных отношений.
Для исследования межличностных отношений в группе используют методики одни из которых предназначены главным образом для исследования групповых процессов, а другие – для изучения личности и место каждого ребенка в структуре группы. Эти ме ...

Содержательная характеристика понятия «готовность к обучению в средней школе»
Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»: • Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала. • Новообразования младшего школьного возраста ...

Экспериментальная психология и педагогическая практика
Социальная активность, нравственность, реализация способностей личности — главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпов реформ школьной жизни. Одной из проблем, стоящих перед педагогами, ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru