Психологическая характеристика потребностно-мотивационной и индивидуальной сфер.

Полезная информация » Человек как субъект и объект деятельности следователя » Психологическая характеристика потребностно-мотивационной и индивидуальной сфер.

Страница 4

С возрастом у таких лиц черты характера могут трансформироваться в циклоидный тип акцентуации. Субъекты, характер которых отличается свойствами циклоидной акцентуации, чаще других без видимых причин бывают раздражительны, в большей мере подвержены апатии, беспричинным переменам настроения без какого-либо серьезного повода. То они весьма деятельны и болтливы, то вдруг становятся медлительными, скупыми на слова, подавленными. Причем такая смена настроения может вызываться не только значимыми для них событиями, но и происходить под влиянием каких-то трудноуловимых обстоятельств.

Близким к описанному выше типу характера является сенситивный тип акцентуации. Лица, наделенные свойствами сенситивной акцентуации, отличаются чрезмерной чувствительностью, повышенной впечатлительностью, снижен уровень притязаний. В поведении они робки, излишне застенчивы, замкнуты. Их слабым звеном является обостренное восприятие отношений к ним со стороны окружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, в которой они становятся объектом насмешек, подозрений в каких-то неблаговидных поступках, несправедливых обвинений. По этой причине лица данного круга могут совершить самоубийство даже по ничтожному поводу.

Среди различных акцентуаций определенный профессиональный интерес для юриста может представлять психастенический тип акцентуации характера, напоминающий своими отдельными чертами (повышенная чувствительность, впечатлительность, замкнутость, застенчивость), сниженным уровнем стрессоустойчивости (толерантности к стрессу) сенситивный тип акцентуации. Однако главной отличительной чертой психастенического варианта характера является повышенная тревожность, мнительность. Поэтому такой характер нередко называют еще тревожно-мнительным. Причем применительно к личности таких субъектов тревожность рассматривается не только как психическое состояние, в котором они нередко пребывают по поводу самых различных, порой совершенно мало" значительных, обстоятельств, но и как ведущее свойство их характера, накладывающее свой заметный отпечаток на принятие им решений, на их поведение в целом. Из-за этого такие люди гораздо труднее бывают для самих себя, чем для окружающих.

В то же время лица данного круга отличаются более развитым чувством ответственности, совестливостью. Они обязательны, добросовестны в делах, тщательно выполняют свои обязанности и при развитом интеллекте, достаточных знаниях обычно являются хорошими исполнителями, которые не нуждаются в дополнительном контроле. Однако при принятии решений они часто проявляют склонность к необоснованным сомнениям, навязчивому беспокойству, вследствие чего бывают нерешительны.

Вот почему обстановка, которая резко меняется и может расцениваться ими как опасная для их жизни и здоровья, может неожиданно привести их к аффективному срыву. Таким людям гораздо труднее контролировать свое поведение в экстремальных условиях, в ситуации необходимой обороны.

Выявление психастенических, сенситивных свойств харак­тера может также иметь важное значение по делам о преступлениях против половой неприкосновенности личности. Так, например, установление у потерпевшей (потерпевшего), подвергшейся изнасилованию, насильственным действиям сексуального характера, акцентуации характера по психастеническому, сенситивному типам может косвенно (разумеется, с учетом всех других обстоятельств исследуемого события) подтверждать, что она действительно могла находиться в психически беспомощном состоянии. Это особенно важно иметь ввиду в тех спорных случаях, когда есть основания полагать, что подозреваемый оговаривает потерпевшую, утверждая противоположное, будто их интимные отношения развивались по взаимному согласию, и не он, а она его оговаривает и шантажирует.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Особенности психологического сопровождения школьника в период адаптации при переходе из начальной школы в среднюю
Для оказания помощи проблемному ребенку необходимо оценить не только уровень его развития, но также и степень его дезадаптации. Выбор эффективных средств помощи детям младшего подросткового возраста, повышающих возможности их обучения и с ...

Понятие личности и ее психологическая структура.
Психология, изучая человека, называет его по разному: индивид, индивидуальность, субъект, личность. Каждое из этих понятий имеет свое содержание. Термин «индивид» используется, если человек рассматривается как представитель человеческого ...

Связь эмоций и потребностей человека
Эмоции, какими бы разными они не казались, неотделимы от личности. Ф. Крюгер писал: «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его хар ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru