Личностные варианты проживания периода середины жизни

Страница 1

Исследование посвящено изучению личностных особенностей людей среднего возраста в контексте проблемы кризиса середины жизни

Обобщение работ по проблеме феноменологии проживания периода середины жизни позволяет выделить четыре основных характеристики данного периода: осознание расхождения между мечтами, жизненными планами и их осуществлением, часто неудовлетворенность достигнутым положением; изменение временной перспективы: прошлое становится более продолжительным, а будущее получает границу; переосмысление ценностей, поиск новых ориентиров, духовных опор, смысла жизни; изменение отношения к физической активности, здоровью, внешней привлекательности, образу жизни. На основе проведенного теоретического анализа были разработаны цель и задачи эмпирического исследования.

В проведенном нами исследовании приняли участие 125 человек. Для диагностики личностных характеристик людей в среднем возрасте (35-45 лет) использовались следующие методики: методика исследования самоотношения (Пантилеев С.Р.); опросник самоактуализации личности (Шостром Э.); методика смысложизненных ориентаций (Леонтьев Д.А.); неоконченные предложения (Нюттен Ж.); методика изучения стратегий преодоления жизненных проблем (Амирхан Д., модификация Грецова А.Г.); диагностика индивидуально-типологических свойств личности (Собчик Л.Н.). Для выявления особенностей деструктивного характера протекания периода середины жизни были использованы диагностирующая метафора, позволяющая исследовать структуру самосознания испытуемых (авторский вариант) и клиническая беседа.

В результате исследования личностных особенностей людей в возрасте 35-45 лет выявлено, что личностные особенности влияют на характер проживания периода середины жизни. Конструктивный характер проживания периода середины жизни связан со следующими личностными особенностями: позитивное самоотношение; высокий уровень самоактуализации, позитивное восприятие временной перспективы, интернальный локус контроля, высокая степень познавательной потребности и креативности; высокий уровень смысложизненной ориентации (предполагающей наличие высокого жизненного интереса, ощущение результативности жизни, удовлетворенность самореализацией, эмоциональную насыщенность жизни, целеустремленность.

Деструктивный характер проживания периода середины жизни характеризует: экстернальный локус контроля, негативная временная перспектива, негативное самоотношение, с ярко выраженной внутренней конфликтностью и самообвинением, низкая смысложизненная ориентация (отсутствие интереса в жизни, оценка себя как нерезультативного в жизни, отсутствие целей в жизни). Переживание никчемности своего бытия, потеря ориентации в профессиональной сфере, семейных отношениях, в общественной жизни (вплоть до маргинальности). Отрицательный настрой на свой возраст, неудовлетворенность своей внешностью, физическими данными, своим здоровьем. Прошлое оценивается как светлое, позитивное; настоящее – как негативное; будущее – все в тумане, неизвестное и страшное.

На основе выявленных личностных характеристик систематизированы варианты проживания периода середины жизни. Основанием для выделения вариантов стали следующие основные показатели: уровень смысложизненной ориентации: на разных полюсах от высокой смысложизненной ориентации до низкой, - и формы реагирования на проблемы: на разных полюсах активные и пассивные. К активным формам реагирования на проблемы относятся такие формы поведения, как: получение образования, часто второго, профессиональная переквалификация в соответствии с востребованностью на рынке труда и с собственными устремлениями и потребностями; трудоголизм – отмечается наличие компульсивного поведения; многие испытуемые находят смысл в служении Богу; растворение в семье (встречается в основном у женщин) – часто рождение еще одного ребенка вопреки всему, чрезмерная забота о подрастающих детях, муже. К пассивным формам реагирования были отнесены: инфантильные формы поведения, характеризующиеся беспомощностью и безответственностью; алкоголизм; психосоматические проявления. Дополнительно были выделены следующие показатели: самоотношение (уровень самопринятия, саморуководства, внутренней конфликтности, самообвинения); самоактуализация (уровень гибкости поведения, сензитивности, спонтанности, контактности, познавательной потребности, креативности); локус контроля (интернальный, экстернальный); особенности временной перспективы; субъективная оценка собственной жизненной ситуации.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

История развития экспериментальной психологии
Уже в XVII веке обсуждались разные пути становления психологического знания и складывались представления о рациональной и эмпирической психологии. В XIX в. Появились психологические лаборатории и были проведены первые эмпирические исследо ...

Подходы в изучении становления и развития внутреннего «Я»
Развивающееся «Я» является центральной темой нескольких теорий развития взрослых и детей. Эти теории «Я» ставят в центр Я-концепцию индивидуума, то есть восприятие им личной идентичности. Авторы этих теорий используют Я-концепцию в качест ...

Психокоррекция поведения школьников
Для проведения психокоррекционной работы с трудновоспитуемыми детьми, которая должна обеспечивать формирование и оптимальное функционирование соответствующих психологических механизмов выделяют три основных задачи: 1) способствовать распо ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru