Формирование ценностных ориентаций

Ценностные ориентации и представления, их формирование » Формирование ценностных ориентаций

Страница 2

3. Невмешательство. Работникам позволяется вести себя так, как им хочется, их поведение не комментируется, и в него не вмешиваются.

4. Помощь в прояснении ценностей. Членам организации помогают в выборе тех ценностей, которые больше соответствуют целям органи­зации, обращая внимание скорее на их пользу и адекватность конкрет­ной ситуации, нежели необходимость следования закостеневшим об­разцам.

Помощь в прояснении ценностей помогает людям понять собствен­ные позиции. Проясненные таким образом ценности нередко становят­ся личными, предпочитаемыми самим человеком; они имеют последо­вательный и стойкий характер.

Процесс прояснения личностных ценностей включает изучение и пере­оценку существующих ценностей и выявление позиции человека по вопросам, которые ранее не попадали в фокус его активного внимания. Порой эту задачу нелегко осуществить, так как на ценностные суждения влияют чувства, эмоции, желаний и интересы индивида. Самоанализ со­кровенных и не всегда осознаваемых взглядов, определяющих пове­дение человека, требует значительного времени.

Таким образом, прояснение личных ценностей становится одним из средств повышения эффективности управленческой деятельности.

Систематизированное прояснение ценностей представляет собой один из видов самопознания. Окружающие могут помочь индивиду прояснить свои ценности, но окончательный выбор человек делает сам. Самоанализ может быть проведен в ходе следующих пяти этапов:

1. Решение быть правдивым. Добиться изменений в себе можно, лишь приняв решение быть максимально правдивым с самим собой. Не взяв на себя такого обязательства, нельзя добиться реальных перемен.

2. Формулирование и открытое обсуждение взглядов. Выявить цен­ности можно лишь в результате их открытого обсуждения. Только выра­женные словесно взгляд или позиция могут быть оценены и подвергнуты анализу.

3. Анализ альтернатив. Важно изучить и проанализировать все возможные альтернативы.

4. Поиск противоречий. Дальнейший анализ ценностей позволяет обнаружить непоследовательности и противоречия, служащие основа­нием для новых размышлений и оценок.

5. Сопоставление с практическим образом действий. Сопоставле­ние реального поведения человека с декларируемыми им ценностями часто обнаруживает значительные несоответствия. Это может свидетельствовать или о еще не преодоленном конфликте различных ценностей, или о недостаточном осмыслении базовых ценностей. В любом случае поведение, не совпадающее с декларированными ценностями, свидетельствует о необходимости дополнительной работы.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Теоретические подходы к определению понятий ценностей и ценностных ориентаций
Как самостоятельная научная проблема, вопрос о ценностных ориентациях стал обсуждаться в психологии давно. Неоднократно учёные и мыслители обращались к понятию ценностных ориентаций. За это время появилось много различных точек зрения на ...

Проблема возникновения новых гипотез
При описании общих черт экспериментального метода не был затронут вопрос "откуда берутся экспериментальные гипотезы?". Их выдвигает исследователь, решая научные задачи или желая достигнуть практических целей средствами научного ...

Задачи психодиагностики и область ее применения.
В «Основах психодиагностики» под редакцией А.Г. Шмелева (1996) встречаем определение предмета психодиагностики, в котором сделан акцент на уже известную нам связь этой о науки с «разработкой и использованием разнообразных методов распозна ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru