Заключение

Страница 1
Теоретический анализ литературы по проблеме поиска смысла жизни в юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы: юность – это возраст от 16-17 лет (ранняя) до 22-23 лет (поздняя). Юность – решающий этап становления Я-концепции, идентичности, самосознания, мировоззрения и самоопределения. Именно в юности происходит становление человека как личности.

Характерные черты этого возраста - чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. Гормональные всплески, резкое ускорение темпа роста, качественные изменения организма. Подросток не всегда способен совладать со своим быстро растущим телом и его метаморфозами, не говоря уж о внутреннем состоянии. Однако все проявления этого стресса обусловлены, либо специфическим физиологическим состоянием, либо особенностями личностного развития. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога. В целом, подростковые проблемы принято называть кризисом юношеского возраста. В 16-18 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Подростку в этом возрасте необходимо придти на помощь, подвигнуть его на литературное творчество, предложить игровую структуру самовыражения и т.д. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам. Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные расстройства преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные, на фоне перехода в новое состояние, новую возрастную группу. Нарушения же в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков. Выбросы эндокринной системы, заставляют мальчиков крайне активизировать физическую деятельность. В таких ситуациях осознание происходящего может сильно запаздывать.

Необходимо помнить, что в этом возрасте подростки переживают философскую интоксикацию сознания, они оказываются поверженными в сомнения, раздумья, мешающие их активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей). Необходимо предпринять бесконечное множество различных шагов по структуризации этого релятивизма, помогая своему ребенку обрести позитивное мировоззрение. Поиск путей гармоничного развития личности не может быть очерчен жесткими рамками, это творческая работа. Совместная. Родителей вместе со своим ребенком. Аналитические диспуты и доклады, поиск творческих способов самовыражения, активизация жизненной позиции, формализация претензий, уроки аутотренинга, – любые способы должны быть опробованы, если вы хотите помочь своему ребенку преодолеть этот кризис. На основе выработанной системы ценностей происходит определение смысла жизни. В поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.Для девушек наиболее значимыми ценностями являются «любовь», «счастливая семейная жизнь», «здоровье», также «воспитанность», «чуткость», «аккуратность». Для юношей выше значение «независимости» (самостоятельности), «наличия хороших друзей», «материально обеспеченной жизни» (финансовой независимости). Таким образом, можно сказать, что различия в ценностных ориентациях юношей и девушек являются следствием усвоения поведенческих норм в процессе полоролевой социализации.

Трансформация ценностно-смысловой сферы, обусловленная социокультурными условиями современного российского общества, проявляется в деформациях правового сознания молодежи на уровне когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Это обнаруживается в невысоком уровне правовой информированности, непонимании ценности и функции закона, неверии в авторитет власти и правоохранительных органов, восприятии закона как аппарата репрессии; в негативной оценке права и практики его применения, пренебрежительном отношении к представителям правоохранительных органов, ориентации на нормы морали, а не права; в выраженной потенциальной готовности к нарушению закона.

Особенностями ценностно-смысловой сферы личности правопослушной молодежи, объясняющими обнаруженные деформации правосознания, являются:

· Трансформация системы личностных ценностей, в которой отмечается преобладающее значение ценностей, связанных с достижением благополучия и спокойствия, что приводит к сужению жизненной перспективы личности.

Ценности межличностных отношений более значимы, чем индивидуальные ценности, связанные с самореализацией и активной жизненной позицией. Социальные ценности, связанные с гражданской позицией личности (патриотизм, справедливость), остаются на уровне «знаемых», «декларируемых», не являются присвоенными, не имеют правового содержания.

· Наличие внутреннего конфликта, связанного с реализацией такой смысложизненной цели, как «материально обеспеченная жизнь», который сочетается у правопослушной молодежи, не имеющей специального правового образования, с «невостребованностью» инструментальных ценностей, посредством которых она может быть реализована.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Определение и цели психологического консультирования
Психологическое консультирование как профессия является относительно молодой областью психологической практики, выделившейся и психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребность людей, не имеющих клинических нарушений, однако ну ...

Особенности психологического сопровождения школьника в период адаптации при переходе из начальной школы в среднюю
Для оказания помощи проблемному ребенку необходимо оценить не только уровень его развития, но также и степень его дезадаптации. Выбор эффективных средств помощи детям младшего подросткового возраста, повышающих возможности их обучения и с ...

Особенности референтной группы
Одним из основных структурных компонентов формирования личности подростка являются ценностные ориентации – разделяемые и внутренне принятые материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru