Характеристика стилей руководства в воинском коллективе

Полезная информация » Характеристика стилей руководства в воинском коллективе » Характеристика стилей руководства в воинском коллективе

В практике и теории управленческой деятельности стили руководства различают по признаку преобладания личных или групповых способов влияния на людей, входящих в организацию, подразделение, учреждение. Это авторитарное управление: руководитель сам определяет групповые стили, сам принимает решения, на подчиненных воздействует, главным образом, приказом, распоряжениями, которые не подлежат обсуждению. Демократичное управление – руководитель активизирует группу на общую разработку решений и коллективную их реализацию, организует систематический обмен информацией, мнениями, на подчиненных влияет убеждением, советами, доказательствами. Либеральное (пассивное) управление – низкий уровень требований к подчиненным, при котором главные способы влияния на них выступают просьба, информация [15, с. 532].

В социальной психологии существуют разнообразные классификации стиля руководства. В отношении офицеров Вооруженных сил чаще всего используется следующая классификация: истинно авторитетный, сочетающий черты единоначалия и демократичности; преимущественно авторитарный; преимущественно либеральный; псевдоавторитетный. Каждому из этих стилей руководства присущи свои специфические черты. Так, для истинного авторитета свойственны принципиальность, активность в общественной жизни, высокий уровень профессиональной подготовленности, глубокое знание военного дела, любовь к своей профессии, честность, трудолюбие, скромность, хорошие организаторские способности, деловые качества, практическая сметка, умение своевременно заметить и поддержать все новое, передовое, дисциплинированность, исполнительность, целеустремленность, инициативность, выдержка, самообладание, настойчивость, смелость, умение переносить тяготы и лишения воинской службы, тактичность, высокая требовательность в сочетании с заботой, справедливостью и уважением личного достоинства подчиненных, отсутствие мнительности, раздражительности, вспыльчивости и высокомерия, педагогическое мастерство.

К числу основных личностных качеств, которые определяют возможность формирования истинного авторитета офицера, следует отнести его способность в критическую минуту сложной боевой или служебной обстановки своевременно принять обоснованное решение. В свою очередь, способность принять правильное решение в значительной степени зависит от таких качеств, как твердость, целеустремленность и настойчивость, сильная воля, умение потребовать от подчиненных беспрекословного выполнения своих обязанностей, приказов и распоряжений, вдумчивость, стремление понять психологию коллектива и каждого солдата и сержанта. Важно и то, чтобы офицер не боялся учиться у своих подчиненных, накапливать их опыт и знания.

К истинно авторитетному стилю руководства близки преимущественно авторитарный и преимущественно либеральный стили. Преимущественно авторитарный руководитель обладает всеми основными чертами истинного авторитета, но отличается от него тем, что при принятии решений больше полагается на свой опыт, доминирующим в его решениях является волевой момент. В свою очередь, руководитель, для которого характерен преимущественно либеральный стиль управления, напротив, склонен к переоценке сил общественности, к некоторой робости в принятии собственных решений. Однако в практической деятельности воинских коллективов, когда офицеры, не имеющие порой достаточных знаний и опыта руководства людьми, допускают серьезные ошибки, в том числе из-за опасения потерять контроль над подчиненными, такие руководители стараются использовать методы, которые приводят к формированию ложного авторитета [22, 15 с.].

Еще по теме:

Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры
Проблема духовности привлекла внимание многих крупных российских психологов, были напечатаны интересные книги и статьи [3], [14], [19], [21], [25], [26]. Однако вопрос о сходстве и различиях научно-психологического и богословского подходо ...

Жизненное и научное знание в работе психолога
Жизненный опыт познания других людей и самого себя у любого человека обобщается в таких целостных психических образованиях, как концепция жизни и смерти, Я-концепция, концепция другого человека, концепция человека. Это идеи, бытовые теори ...

Расстройство влечений
Импульсивные влечения направлены на отвергаемые сознанием цели и реализующиеся без сопротивления, хотя и с последующей критической их оценкой. Импульсивные влечения возникают приступообразно, неодолимы, длятся несколько часов, дней, неред ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru