Развитие способностей

Характеристика способностей » Развитие способностей

Страница 2

Задатки - это анатомо-физиологические особенности, которые определяют развитие того или иного органа при оптимальных условиях. Задатки врождены.

Способности и задатки. Наследственное и приобретенное.

Взаимосвязь задатков со способностями в различных подходах:

Диагностико-коррекционный: способности - проявление задатков, способности проявляются в определенной деятельности.

Личностный: способности формируются в деятельности, и в деятельности впервые создаются. Способности представляют собой процесс перехода от задатков к результатам.

Выделяют следующие уровни способностей:

репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения,

и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального.

Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

Качественный уровень развития С. выражается понятием таланта и гениальности. Их различие обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности.

Талантом называют такую совокупность С., которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества.

Талант и гений различаются прежде всего по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимися в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. Гений часто универсален.

В качестве примера можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносова. Но и одаренность гения имеет определенный профиль, и в нем какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении его творчества.

Наиболее убедительным доказательством значительности способностей человека является значительность его достижений в смысле их уровня и качества. Но этот показатель при всей его очевидности не дает возможности распознать способности человека в процессе их становления.

Талант - это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная, изолированная способность, даже если она очень развита, не может быть названа талантом.

О гениальности говорят, когда творческие достижения человека касаются не одной профессии, а составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Право называться гением за всю пятитысячную историю цивилизации получили не более 400 человек. Гении всегда интересовали людей, но научно достоверного о них написано мало.

Редкость и неординарность гениальности человека породили множество попыток ее объяснения. Но до сего дня исследователи не пришли к единому мнению.

Некоторые относят гениев к своего рода медиумам, с чьей помощью некое высшее существо, космический разум сообщает нам результаты своих неповторимых размышлений. Великие открытия как в искусстве, так и в науке словно озаряют гениев, возникают неизвестно откуда.

Следующая точка зрения исходит от Шопенгауэра: "Всякий ребенок в известной мере есть гений и всякий гений в известной мере - ребенок. Сродство обоих прежде всего обнаруживается в наивности и возвышенной простоте".

Доказательством, по мнению Шопенгауэра, могут служить детские рисунки и детское словотворчество. Многие утверждают, что гениальность передается по наследству, накапливаясь из поколения в поколение.

Существует теория патологичности гения - когда гениальность считают своеобразным расстройством психики.

Французский ученый XVIII в., философ Гельвеции считал, что талант и его высшая форма - гениальность - не зависят от наследственности: все, чем человек становится, определяется воспитанием и обучением, которое он получает в процессе жизни в обществе.

Итак, задатки могут развиться в способности, которые в процессе деятельности станут одаренностью. Но сами по себе задатки не могут считаться способностями.

Способности - не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

У некоторых людей при благоприятных условиях очень рано развиваются способности. Обычно ранее всего проявляется одаренность к музыке и живописи. Так, М.И. Глинка еще в возрасте 34 лет очень любил такую игру: он ударял палкой по разным звучащим предметам (медные тазы, кастрюли). При этом, к удивлению взрослых, у него получались созвучия, которые было приятно слушать. Впоследствии этот мальчик стал великим русским композитором. Несколько позднее, чем одаренность к музыке и живописи, у людей обнаруживаются литературные способности, но у некоторых талантливых поэтов и они проявляются очень рано. Так, Пушкин, Лермонтов и Некрасов начали писать стихи, когда им еще не было и десяти лет. Довольно рано (обычно в детском возрасте) обнаруживаются и способности к математике. Можно привести немало примеров проявления ранней одаренности людей, которые становятся талантливыми деятелями в той или иной области. Но бывает и так, что в детстве люди проявляли исключительные способности, однако, став взрослыми, они утрачивали их.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Творчество
Творчество как процесс создания чего-то нового часто предполагает, что человек может испытывать недостаточность информации, знаний, умений для достижения цели и решения той или иной проблемы, а именно поэтому ему необходимо сделать рывок ...

Жестокость - психологический феномен и порок
Для того, чтобы обосновать необходимость выделения жестокости в структуре агрессии, необходимо рассмотреть существующие взгляды на саму агрессию. Берковиц заметил, что одна из главных проблем в определении агрессии в том, что в английско ...

Патохарактерологический диагностический опросник
Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строением тела имеют склонность к заболеваниям, кот ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru