Особенности психологического сопровождения школьника в период адаптации при переходе из начальной школы в среднюю

Полезная информация » Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе » Особенности психологического сопровождения школьника в период адаптации при переходе из начальной школы в среднюю

Страница 4

3) согласованная и координированная тренировка работы анализаторов в двух и трех модальностях одновременно.

Как отмечалось выше, неготовность детей к успешному обучению в школе часто связана с недоформированностью у них возможностей восприятия, в частности, таких его свойств, как непрерывность и константность. Это базируется на несформированности у них пространственно-временных представлений и согласованной работы анализаторов.

Средствами решения поставленных задач являются методы телесно-ориентированного тренинга и, в частности, методы обучающей кинезиологии.

4. Блок развития когнитивных процессов(связан с решением следующих основных задач):

1) формирование ориентировочной основы деятельности;

2) развитие высших психических функций (внимание, память, мышление, речь);

3) развитие вербального и невербального интеллекта как предпосылки формирования эффективных навыков и стратегий учебной деятельности.

Для развития высших психических функций в групповом процессе используются методы когнитивного тренинга — задания по тренировке памяти, внимания, способности решать вербально-логические задачи и т.д. Особая роль отводится развитию речи с помощью речевых игр и проговаривания всех элементов деятельности, используемой в тренинге. Кроме того, использование медитативных техник тренирует способности детей к концентрации внимания на конкретной деятельности, а также позволяет снять избыточное эмоциональное напряжение.

Центральной задачей этого блока является формирование ориентировочной основы деятельности, включающей способность ребенка к анализу проблемной ситуации, прогнозированию, целеполаганию, выбору программы и средств достижения цели, реализации действий и оценке полученного результата. Это достигается за счет фиксации внимания детей на каждом элементе ориентировочной основы деятельности при выполнении любой поставленной перед ним задачи.

Таким образом, выбор эффективных средств помощи детям, повышающих возможности их обучения и возвращающих их на путь развития, должен быть основан не только на четком понимании причин дезадаптации, но и на выявлении и эффективном использовании тех социальных механизмов, которые могут оказать влияние на возможности адаптации ребенка в конкретных условиях его жизнедеятельности.

Понятие «готовность к обучению в средней школе» включает в себя следующие составляющие: сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала; качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Помимо этого необходимо также учитывать те личные переживания, которые испытывает школьник.

Современный дезадаптированный ребенок или подросток часто не имеет адекватных социальных и учебных навыков, характеризуется низкой самооценкой, но уже сформировал психологические барьеры в восприятии учебной и социально ориентирующей его информации. Сталкиваясь с проблемами несоответствия ожиданиям взрослых в школе или в семье, он может попытаться для разрешения конфликта изменить ситуацию или приспособиться к ней. Однако, не встречая понимания и помощи со стороны взрослых, он не знает, как это сделать, предпринимает неудачные попытки протестовать и вызывает отрицательную реакцию окружающих, что усугубляет или закрепляет его неадаптивное поведение, которое в дальнейшем и становится его защитной реакцией при любых трудностях.

Важная роль в предупреждении дезадаптации при переходе к средней школе принадлежит классному руководителю, который, выяснив от преподавателя начальных классов индивидуальные особенности детей, может, индивидуализировать подход к некоторым детям, которые труднее приспосабливаются к новому, провести соответствующую работу с другими педагогами.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Синдром эмоционального выгорания, его характеристика и стадии
Синдром эмоционального выгорания — понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Врачи называют это просто переутомлением. Синдром эмоционального вы ...

Теории гендерного лидерства
В исследованиях гендерных особенностей руководства и лидерства можно выделить три основных направления. ДОМИНИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОГО ФАКТОРА НАД ЛИДЕРСКОЙ ПОЗИЦИЕЙ 1. Концепция гендерного потока (gender-role spill-over), выдвинутая Барбарой ...

Особенности депривации психологического развития в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст характеризуется общей сензитивностью к развитию, ребенок дошкольного возраста, находящийся в условиях учреждений интернатного типа, несет на себе воздействие той среды, которая в большинстве случаев искажает его развити ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru