Деятельностный подход к исследованию личности

Полезная информация » Деятельностный подход к исследованию личности

Развитие личности следует понимать как процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых, тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Опираясь на то, чему ребенок уже научен, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности, новыми формами и особенностями поведения. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором развития личности, по мнению А.В. Петровского. В качестве предпосылки и результата развития личности выступают потребности. Движущей силой развития личности служит внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Система межличностных отношений в группах порождает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью референтной группы принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют ценностям, задачам и нормам функционирования и развития этой общности. Это противоречие снимается в совместной деятельности.

Развитие личности может быть представлено как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграции в ней в результате этого процесса. В этом процессе индивид проходит три фазы: адаптацию, индивидуализацию (характеризуется нарастанием обострения противоречия между личностью и группой) и интеграцию. При нарушении этого процесса развитие личности искажается, возникают конфликты с общностями, уменьшается удовлетворенность личности взаимоотношениями и взаимодействием. При нормальном протекании этого процесса у личности формируются гуманистические качества, возникают и закрепляются различные психические и личностные новообразования, возникает устойчивая структура личности. Социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому), в которой происходит социальное развитие личности, динамична. Наряду с динамикой развития личности в пределах относительно стабильной возрастной стадии развертывается динамика последовательного включения личности в различающиеся по уровню развития общности, каждая из которых доминирует в определенные возрастные периоды. Тип развития личности определяется типом группы, в которую она интегрирована.

Еще по теме:

Эмоционально-волевая сфера детей с нарушением зрения
Эмоции: · выполняют регуляцию и охранную функции; · способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей; · побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом; · помогают приспособиться к ситуации; · сопров ...

Основные функции управления на различных уровнях образовательных систем.
Рассмотрим критерии определения эффективности деятельности по формированию системы государственно - общественного управления общеобразовательной системой (общеобразовательным учреждением) 1. Сформированность системы государственно - обще ...

Психотип учителя и особенности самоуправления педагогической деятельностью.
Не секрет, что учительская среда состоит из 'творческого меньшинства' и 'пассивно-неспособного большинства'. Именно данное положение и следует пересмотреть. С нашей точки зрения, методологически более грамотным было бы выделить не два, а ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru